Navigation bar
  Print document Start Previous page
 234 of 1766 
Next page End  

лидером группы либо др. членами группы.
Межличностное научение. Группа функционирует как соц. микрокосм, обеспечивающий
необходимые терапевтические факторы, чтобы дать возможность своим членам получить
корректирующий эмоциональный опыт. Члены группы благодаря подтверждению от др. и
самонаблюдению начинают сознавать свое межличностное поведение. Группа через обратную связь и
одобрение помогает каждому члену увидеть свое неадаптивное соц./межличностное поведение и
обеспечивает поддержку ближайшего окружения для изменения.
Сплоченность группы. Сплоченность определяется как привлекательность группы для ее членов.
Проще говоря, это чувство «мы», «коллективизм» или «близость». Сплоченность в группе — это аналог
раппорта или отношения между индивидуальным консультантом и клиентом. Принятие и поддержка,
демонстрируемые группой после того, как ее член разделил с ней эмоционально значимые
переживания, могут быть мощной целебной силой.
Катарсис. Группа — безопасное место, где ее члены могут выразить и обсудить свои чувства
вместо того, чтобы носить их в себе. Групп. процесс помогает научиться выражению чувств вообще и
выражению отрицательных и/или положительных чувств к лидеру и др. членам группы в частности.»
Хотя эти целительные факторы большинство авторов относят к преимуществам при
использовании групп. метода в терапии, с групп. работой связаны определенные риски и ограничения.
Кори и Кори предупреждают, что группы — это не панацея и что не все люди подходят для групп.
Некоторые потенциальные члены групп могут быть слишком подозрительными, враждебно
настроенными или слабыми, чтобы извлечь пользу из групп. опыта. Кроме того, в группах часто
принуждают соблюдать групп. нормы.
Если член группы принимает происходящие в группе процессы, то не исключается возможность
возникновения нек-рого психол. риска. Раскрывшись перед чужими людьми, члены группы могут стать
уязвимыми. Если эта уязвимость переносится в их жизни на отношения со значимыми людьми, для ее
эффективного преодоления требуются соотв. средства поддержки.
Полную конфиденциальность обеспечить крайне трудно: нек-рые члены группы позволяют себе
говорить за ее пределами о том, что они узнали. Кроме того, кто-то в группе может оказаться в
положении «козла отпущения», особенно если вмешательство лидера группы не достигает цели в тех
случаях, когда неск. членов группы нападают на одного. Любой метод вмешательства, столь мощный,
как группа, может привести к серьезному нарушению жизни чел. Изменения могут затронуть образ
жизни, систему ценностей и вылиться в потерю чувства защищенности. Потенциальным членам групп
следует знать об этих рисках и ограничениях.
Клиент-центрированная модель
Эта групп. модель, разраб. Карлом Роджерсом и его сторонниками, основана на предположении
о том, что люди наделены врожденной способностью к реализации всех своих потенциальных
возможностей. К их числу относится, прежде всего, возможность справиться со своими собственными
проблемами в условиях свободной и терпимой атмосферы. Лидер группы рассматривается как
фасилитатор, к-рый не ограничен никакими условиями и искренен в своих отношениях с членами
группы.
Гештальт-модель
Фредерик С. Перлз и его последователи разработали метод гештальт-терапии в группах. Групп.
опыт фокусируется на интенсивной установке «здесь-и-теперь». Переживание настоящего момента
обеспечивает проникновение в смысл личного поведения и вызывает инсайт, на основе к-рого могут
приниматься новые решения по поводу изменения поведения. Членов группы учат брать на себя
ответственность за все свои чувства и поведение.
Транзактный анализ
Эрик Берн разраб. концепцию состояний Я, к-рые он назвал Родитель, Взрослый и Ребенок. Цель
участников группы состоит в том, чтобы научиться сознавать то состояние Я, в к-ром они
преимущественно действуют. Чтобы развить эту способность сознавать состояния Я, члены группы
обычно изучают свои первые планы, поручения, к-рые они получали от своих родителей, и свои
предыдущие решения, касающиеся личной ценности и позиции в жизни.
Модель рационально-эмотивной терапии
РЭТ — подход, разраб. Альбертом Эллисом, — осн. на использовании образовательной, а не
мед. или психодинамической модели. Непосредственные действия, направленные на веру чел. в
иррациональные суждения, к-рые возникли в рез-те вербального самовнушения, формируют основу для
изменения поведения.
Hosted by uCoz