решению, к-рое к тому же далеко не очевидно. Стратегии, при к-рых члены группы воспринимают и
поддерживают правильное решение, характерны для категории «дизъюнктивных», или эвристических,
задач. И напротив, когда задачи оказываются конъюнктивными и требуют, чтобы «лучший в группе»
убеждал др. членов в правильности найденного им решения, группа будет создавать этому человеку
серьезные препятствия.
Согласно Келли и Тибо, если члены группы обладают разнообразными способностями, а задачи
легко делятся на части, то в этой ситуации группа будет превосходить своего лучшего члена. Однако
такого рода ситуация не обязательно рассматривается в качестве наиболее подходящей для Г. р. п.;
гораздо чаще она просто учитывается в качестве важного условия распределения и координации
усилий. Для максимизации «производственных выигрышей» и минимизации «производственных
потерь» предлагались специальные программы. Разработка процедур, позволяющих обучать членов
группы более эффективному взаимодействию внутри группы, может дополняться ознакомлением групп
с процессами, к-рые снижают эффективность групп. работы. Джанис и Манн рекомендовали при работе
с группами побуждать их к поиску различных альтернативных решений, обучать методикам,
ослабляющим действие защитных механизмов в группе, и использовать структурированные методики.
Др. ученые, стоящие на позициях поведенческого подхода, разработали структурированную
систему групп. процессов коммуникации, позволяющую группам наиболее эффективно справляться с
решением проблем. Метод Дельфи предусматривает сбор, объединение и обеспечение обратной связи в
отношении индивидуальных решений, а затем принятие окончательного решения группой лиц. Эта
процедура обладает преимуществами Г. р. п., т. к. «производственные потери» от прямого
взаимодействия между членами группы сведены к минимуму. Она широко применялась в работе
разных правительственных и производственных групп планирования. Эти подходы указывают, что
необходимо сдерживать группу от создания ею препятствий отдельным людям и формировать среду,
предотвращающую сужение мышления членов группы в отношении альтернативных решений
проблемы.
Следует иметь в виду, что ситуации Г. р. п. могут служить др. цели, связанной с их
способностью усиливать принимаемые на себя участниками обязательства по реализации найденного и
принятого совместно решения. Разнообразные подходы к управлению, особенно практикующиеся в
Японии, подчеркивают важную роль участия группы. Т. о., даже в тех случаях, когда желание
сиюминутной отдачи может диктовать выбор индивидуального способа решения проблемы, в
перспективе усиления долговременной приверженности членов коллектива найденному решению
групп. способ может оказаться предпочтительным. Решения по проблемам могут приниматься лидером
единолично (авторитарно), после консультации с группой или в процессе групп. собрания.
Оптимальный метод решения проблем зависит от типа требуемого решения, важности признания
решения группой и разнообразных факторов групп. динамики в групп. процессе принятия решений.
Классическая модель групп. решения творческих проблем в предложенном Осборном виде
начинается с определения и выяснения проблемы. Следующий шаг предусматривает сбор информ. о
влияющих на проблему факторах и характере самой проблемы. За этим следует групп. процесс,
известный под названием «мозгового штурма», в ходе к-рого, в атмосфере отсутствия оценочных
суждений, группа продуцирует как можно больше дивергентных вариантов решения. Конвергентное
мышление несовместимо с решением на этой стадии процесса, поскольку оно связано с критической
оценкой предлагаемых решений. После успешного сеанса мозгового штурма группа начинает оценивать
и критиковать различные альтернативные решения, выбирая в конечном итоге ту стратегию, к-рая будет
реализовываться. Далее следует практ. внедрение решения, а за ним оценка его эффективности. Как
и др. методы Г. р. п., творческие подходы к решению проблем не во всех случаях оказываются лучше,
чем индивидуальные подходы. Творческое решение проблем группой оказывается наиболее
эффективным, когда необходимая для решения проблемы информ. «поделена» между членами группы,
когда внедрение решения зависит от мн. людей, когда участники группы обучены методикам
творческого решения проблем, когда проблема оказывается «реальной», связанной с конкретной
отдачей от решения, и когда имеет место высокая эффективность межличностного взаимодействия в
группе.
См. также Тренинг коммуникативных умений, Групповая динамика
Л. Э. Джексон-мл., С. Р. Рейнолдс
Группы достижения изменений (change induction groups)
|