или сексуальное поведение, допускающая широкий спектр индивидуальных особенностей.
Др. важное различие между отдельными групп. системами это их системы атрибуции, или
эксплицитно и имплицитно сообщаемые теории объяснения источника челов. страданий и путей
изменения себя и своей жизни к лучшему.
Разные типы целительных групп отличаются еще и тем, как и в какой степени они управляют
психол. дистанцией между лидером группы и участниками. Для уменьшения дистанции используется
целый ряд методов: открытость терапевта, использование неформальной обстановки, принижение
важности опыта лидера и подача себя как почти равного члена группы, использование физ. контакта.
Профессиональные теории целительных групп
Поведенческие модели, лучше всего представленные в теории соц. научения, предлагают разные
механизмы, необходимые для изменений: повышение и понижение уровня активации, моделирование и
когнитивное реструктурирование. Предполагается, что лидеры полностью контролируют ситуацию: они
эффективны в изменении, десенсибилизации, моделировании и т. п. любого желательного поведения.
Недостаточный учет сложностей соц. системы и ее уникальных возможностей для изменения
обусловливает неудачу большинства поведенческих подходов, снижая эффективность стратегий
достижения изменения, вполне успешных в диадах.
Гуманистические подходы представлены различными системами, к-рые объединяет общий
взгляд на природу чел., первопричину его состояния и необходимые условия для его роста или
изменения. Во главу угла ставится чел. как развивающаяся личность, а цель его развития понимается
как актуализация скрытого потенциала. Самую широкую известность получила гуманистическая
система Карла Роджерса.
Гештальт-подход, хотя и использует группу совершенно иначе, также принимает принципиально
позитивный взгляд на природу чел. и его психосоциальные потребности. Гуманистически
ориентированные формы терапии обычно не считают характеристики соц. системы факторами
первостепенной важности, необходимыми для достижении изменений.
Динамические подходы имеют психоаналитические корни. Согласно этим подходам, источник
чел. страдания имеет интрапсихическую природу: это внутренние конфликты, сопровождающие чел. в
течение всей его жизни. Терапия заключается в когнитивном овладении этими конфликтами и в целом,
и в конкретном случае.
Характеристики групп, облегчающих научение или исцеление
Первостепенное значение имеют следующие характеристики:
1. Возможность развивать чувство принадлежности (к группе).
2. Возможность контролировать поведение членов группы путем поощрения и наказания.
3. Возможность оценивать реальность и тем самым то, как члены группы видят себя самих,
группу в целом и др. в группе.
4. Возможность вызывать и высвобождать сильные эмоции.
5. Возможность обеспечить контраст для соц. сравнения и обратной связи. Такие сравнения
облегчают пересмотр идентичности, предлагая новые возможности или альтернативы.
Терапевтика и роль терапевта/лидера
Все профессиональные теории групп. изменений осн. на предпосылке, что группа соц.
микрокосм: она вызывает именно те чувства, мысли или поведение, к-рые и беспокоят пациента.
Предполагает ли теоретик наличие психодинамического конфликта, видит ли он в качестве источника
личных проблем отношения с окружающими или придерживается бихевиоральной позиции, в любом
случае считается, что начальным шагом в изменении будет выявление беспокоящих, тягостных
моментов. Демонстрация этих моментов в контексте, к-рый в к.-л. важном отношении отличается от
обыденной жизни, представляет собой первый этап терапевтического процесса. Далее, поведение,
мысли и чувства должны восприниматься и переживаться иначе, чем раньше; участники должны
«научиться» тому, что пугающие последствия не обязательно произойдут.
При изучении разнообразных теорет. позиций выявляется большое число терминов или
концепций, описывающих поведение терапевта или лидера: они интерпретируют, сопротивляются,
конфронтируют, размышляют, оказывают поддержку, разыгрывают ролевые сцены, действуют в
качестве наблюдающего Я, форсируют групп. кризис, воздерживаясь от ожидавшегося от них
поведения, подкрепляют, моделируют, заключают контракты, устанавливают осн. правила, защищают,
выражают принятие, сохраняют свою аутентичность, выражают личное расположение, анализируют
перенос, сообщают чувства, интерпретируют групп, динамику, учат, действуют как целостная личность,
раскрывают свои личные эмоции, оспаривают позиции др., действуют провоцирующим образом и т. д.
|