они продемонстрировали, что длина саккад и продолжительность фиксации зависят от типографских
параметров, контекста и трудности самого текста. Значение придавалось большей специфичности тех
частей слов, на к-рых заканчивались Д. г., и приспособляемости Д. г. к изменению динамических
отношений между предложениями в отрывках текста, в зависимости от способностей читающего к
когнитивной обработке информ. (напр., в зависимости от субъективной важности того или иного
участка текста). За прошедшее время появились более удобные средства регистрации Д. г., в том числе
имеется возможность делать это незаметно для испытуемого. Это позволяет точнее оценить
естественное поведение с минимальными ошибками. Регистрация Д. г. применяется при изучении
поведения водителей, пилотов, наблюдающих за показаниями приборов и земными объектами,
проявлений психопатологии и недостаточной специфической обучаемости, а тж во множестве др.
областей исслед.
На протяжении почти 100 лет внимание экспериментаторов было направлено на доказательство
правильности одного из четырех предположений о целях Д. г. Во-первых, благодаря Д. г.
осуществляется функция зрения: в их отсутствие рецепторы адаптируются и зрительные сцены
становятся менее яркими. Во-вторых, Д. г. и фиксации взгляда играют роль в восприятии зрительных
образов: по-видимому, они реализуют психомоторную программу, имеющую прямое отношение к
рассматриваемой сцене или картине. В-третьих, Д. г. и фиксации взгляда м. б. подчинены восприятию:
поскольку фиксации происходят на тех участках зрительного поля, к-рые наиболее информативны,
напр. на контурах, объектах и затенении, предполагается, что общее семантическое содержание задает
паттерн Д. г. В-четвертых, последовательность Д. г. может служить средством кодирования, хранения и
последующего реконструирования промежуточных ретинальных изображений деталей, обнаруженных
на картине или в сцене: каждый индивидуум имеет собственный уникальный паттерн Д. г., к-рый
отражает его интерпретацию данной сцены. Не исключена возможность, что каждая из этих
альтернатив верна в тот или иной момент времени.
См. также Биологические ритмы
Д. Ф. Фишер
Двойная связь (double bind)
Понятие Д. с. характеризует устойчивый стиль коммуникации, ставящий ее жертву в тяжелое,
мучительное и «безнадежное» положение. Это происходит потому, что, во-первых, на разных уровнях
коммуникации предъявляются различные, противоречащие друг другу требования, а во-вторых, жертва
лишена возможности выражать свое отношение к Д. с. или самоустраниться от взаимодействия.
Поскольку впервые Д. с. была выявлена во взаимоотношениях взрослых, больных шизофренией, со
своими семьями, считалось, что она имеет причинно-следственную связь с шизофренией, лишая
больных способности получать в результате коммуникации ясные по смыслу сообщения и принимать
участие в соц. взаимодействиях.
Группа клиницистов и ученых под руководством Бейтсона впервые применила теорию
коммуникации в области охраны психич. здоровья, в частности для семейной психотер. Данная работа
подтвердила наличие процессов гомеостаза и поддержания стабильности, действующих как в рамках
семьи, так и во внутренней среде индивидуума, регулирующих функционирование и способствующих
сохранению их жизнеспособности. В семьях эту функцию выполняет коммуникация.
Один единственный сложный коммуникативный акт может содержать множество сообщений,
относящихся к различным логическим типам, по Бертрану Расселу, и часто включает разные
модальности, к-рые могут противоречить друг другу или подкреплять друг друга. Агрессивный смысл
сообщения можно смягчить, напр., соотв. движениями, позой или тоном, выражающими, что «все
происходящее шутка». Более того, смысл сообщения может сильно зависеть от окружающей
обстановки или опыта прошлого взаимодействия участников коммуникации.
Коммуникационный подход подразумевает, что каждое вступление сторон в коммуникацию
включает сообщение, предлагающее или подтверждающее тот или иной характер взаимодействия, а тж
ответное сообщение, в к-ром данный характер взаимодействия может быть принят, модифицирован или
отвергнут. Яростные перепалки подростков со своими родителями зачастую не имеют ничего общего с
явным содержанием спора, а скорее отражают происходящие в их отношениях изменения, с к-рыми не
согласна та или др. сторона.
Способность расшифровывать смысл коммуникативных актов требует специального научения,
зачастую невербального, особенно при наличии явных противоречий между уровнями
|