поведения.
См. также Конформная личность, Индивидуализм, Неконформная личность
Дж. Т. Тедеши
Декортикация (decortication)
Термин кора (cortex)
относится к любому наружному слою клеток головного мозга. Мозг
млекопитающих имеет три вида коры: грушевидную кору (pyriform cortex), к-рая обладает
обонятельными функциями; старую кору (архикортекс), составляющую осн. часть лимбической
системы, или т. н. «эмоционального мозга»; новую кору (неокортекс), участвующую в реализации
наиболее сложных видов поведения. Обычно термином «кора» обозначают новую кору неокортекс
или, как ее еще называют, изокортекс (isocortex). Развитие коры в процессе эволюции шло быстрыми
темпами, в результате чего она превзошла по объему все остальные мозговые структуры; фактически
отсутствуя у рыб, она составляет почти 80% мозга человека. Д., или удаление коры, производится у
мертвых животных в целях изучения анатомии нижележащих структур, а у живых животных для
исслед. функциональных (поведенческих) возможностей оставшихся мозговых структур. Последняя
процедура дает нам нек-рую информ. о функции самой коры, т. к. утраченные способности
предположительно могут быть свойством утраченной мозговой ткани.
Первые Д. у живых животных были проведены с близкими указанным выше целями. В начале
1800-х гг. Пьер Флуранс вознамерился доказать, что душа (mind)
едина и неделима, т. к. это
предполагалось философом Рене Декартом и согласовывалось с религиозными представлениями того
времени. Кроме того, эксперименты Флуранса задумывались для опровержения теории френологов,
согласно к-рой каждая часть мозга выполняет специфическую функцию. Флуранс удалял мозговую
кору у куриц и голубей и обнаружил, что независимо от того, какой участок коры удалялся, животные
обнаруживали нарушения поведения, соразмерные количеству, а не локализации удаленной ткани.
Эксперименты Флуранса оказались достаточно убедительными, чтобы обеспечить его взглядам
господствующее положение в неврологической теории на протяжении полувека. К тому же, его
эксперименты положили начало области психологии, названной физиолог. психологией. Как оказалось,
выбор Флурансом объекта экспериментирования был неудачным: мозг куриц и голубей фактически не
имел неокортекса. Многие из наблюдаемых пробелов в поведении прооперированных птиц вполне
могли быть вызваны послеоперационным шоком.
Клинические наблюдения Марка Дакса и Поля Брока показали, что центр речи у людей
находится в лобной коре левого полушария, тогда как эксперименты на собаках, проведенные Густавом
Т. Фритчем и Эдуардом Гитцигом в 1870 г., обнаружили, что электрическая стимуляция ограниченных
зон лобного неокортекса вызывает движения различных частей тела животных. Гольц удалял мозговую
кору у собак и показал, что сам по себе неокортекс не был необходим для выполнения мн. движений.
Гольц неверно истолковал рез-ты своих экспериментов как опровержение идеи локализации функций
т. е. в пользу представления о том, что каждая часть мозга участвует в выполнении любой функции.
Тем не менее его эксперименты продемонстрировали способность подкорковых структур поддерживать
широкий репертуар сложного поведения.
Методика Д. сохраняет свою полезность в том, что касается получения ответов на вопросы о
способности подкорковых структур поддерживать поведение, характера мозговой организации
поведения и конкретного вклада в его организацию со стороны коры и подкорки соответственно. При Д.
обычно проделывают отверстие в черепе и удаляют через него открывающийся участок мозговой ткани.
Кроме того, животные, включ. и людей, могут рождаться без коры вследствие генетических или др.
пренатальных воздействий, хотя обширные повреждения коры могут тж происходить в результате
постнатальной травмы. В экспериментах, проведенных после 1900 г., было показано, что при удалении
коры головного мозга животные способны вырабатывать классические условные и оперантные реакции,
сохраняют большинство аспектов эмоционального и соц. поведения и выполняют большую часть
движений, доступных животным с интактным мозгом. Однако, они обнаруживают дефицитарность в
распознавании паттернов сенсорной стимуляции, выполнении сложных структур движений и в
реализации нек-рых когнитивных функций, таких как использование окружающих конфигураций
сенсорной стимуляции при перемещении в пространстве. Что касается людей, пассивная и активная
речь это как раз те образцы способностей, к-рые могут утрачиваться в результате повреждения коры
больших полушарий мозга.
См. также Головной мозг
|