спорта, как дзюдо и карате, а тж на разные виды боевых иск-в, в т. ч. и на кендо иск-во владения
мечом. Он тж оказал глубокое влияние на манеры японцев и на их соц. установки.
Традиционная практика дзэн сосредоточена вокруг зазен (Zazen)
(медитации в сидячем
положении). Поза прямая спина, скрещенные ноги благоприятствует алертности. Вся сила
сосредоточена в нижней части живота. Молчание обязательно. Нередко сначала все внимание
сосредоточено на подсчете вдохов и выдохов. Дальнейшее течение процедуры может быть разным,
однако часто это концентрация на коане. Ученик может тж практиковаться в Шикан Таза (Shikan
Таzа)
(безмолвное, интенсивное тотальное сознавание состояние, напоминающее встречу лицом к
лицу с опасным врагом). От ученика требуется многократное участие в беседах с главой храма или
монастыря, чтобы продемонстрировать свое понимание коана или свой опыт Шикан Таза. Такие
встречи вызывают сильный стресс, а ученика побуждают «стать одним» («become one»)
с
задачей,
чтобы совершить прорыв к Просветлению. По мере того как ответы ученика снова и снова отвергаются,
он впадает в отчаяние. В конце концов, собрав все силы, удачливый ученик может пережить то, что
называется кеншо (Kensho)
(«первое видение»), форму прямого, неопосредованного восприятия, вкус
того самого сатори (Satori), или освобождения, к-рое и составляет цель данной практики.
Западные комментаторы Д.-б. рассматривали его как средство прорыва сквозь соц. и личные
условности и ограничения абстрактных категорий. Эрих Фромм (1960) в своем эссе «Дзэн-буддизм и
психоанализ» (Zen Buddhism and psychoanalysis)
писал об интеграции интеллектуального и
аффективного знания, на к-рую нацелены обе эти дисциплины.
Д.-б. интересовались такие зап. психологи и психиатры, как Карл Юнг, Карен Хорни, Фриц
Перлз, Клаудио Нараньо и Дэниел Гольман.
В заключение уместно напомнить, что учителя дзэн характеризовали свою практику как особое
средство исцеления «от болезни слова и блуждания разума». Для совр. психологов Д.-б. является
потенциальным источником эффективных дополнительных методов, к-рыми они могут пользоваться в
работе с людьми, попавшими в трудные жизненные ситуации.
См. также Медитация, Религия и психология
Р. Дж. Хирн
Диагнозы (diagnoses)
Д., или более специфически психодиагноз, означает: а) процесс классиф. информ., значимой
для эмоциональной сферы и поведения индивидуума; б) обозначение состояния, обычно взятое из
общепринятой системы классиф.
Процедура психодиагностики подвергалась критике, поскольку она навешивает на чел. ярлык.
Будучи идентифицированным в качестве пациента, индивидуум может почувствовать себя жертвой
болезни и не суметь взять на себя ответственность за решение проблем.
Нек-рые диагностические категории несут в себе соц. стигму или даже политическую подоплеку.
Диагностические ярлыки могут вызвать соц. проблемы для больного, поскольку они могут указывать на
причину расстройства и, следовательно, на связанные с этим оценочные суждения. Д. понимается в
разных культурах единообразно, даже если с ним связываются совершенно различные представления об
этиологии.
Эриксон и Хайерстэй отметили, что история попыток чел. понять психич. патологию м. б. лучше
понята в виде трех отдельных историй: а) естественнонаучного и эмпирического способа
концептуализации причин психол. расстройств; б) эффективности решения лечебных проблем; в)
гуманности обращения с душевнобольными людьми. Под этим углом зрения легче рассматривать
сложную историю и культурные особенности психодиагноза.
Разработка диагностических категорий
Используемая в настоящее время обширная диагностическая система зародилась в работах
немецкого психиатра Эмиля Крепелина, к-рый проводил детальные наблюдения за больными. Он
разделил диагностические единицы раннего и позднего слабоумия и предложил 4 формы первой:
простая, гебефренная, кататоническая и параноидная. Выделенная нозологическая единица раннее
слабоумие подвергалась критике на протяжении почти 50 лет. Критики отмечали, что
предполагавшееся необратимое снижение поведенческого функционирования при этом состоянии в
действительности обратимо. Вскоре Эйген Блейлер принял 4 диагностических подтипа Крепелина,
предложив для обозначения раннего слабоумия термин «шизофрения», ставший сейчас общепринятым.
Однако 4 подтипа Крепелина (и Блейлера) подверглись критике, и во время Второй мировой войты в
|