чьи альтернативы отражены на горизонтальной оси (О). Игра будет отвечать минимальным критериям
дилеммы заключенного, если для обеих сторон будут выполняться следующие условия: U < Т < S < R
(критерии, используемые в математической теории игр, являются более строгими). Игра имитирует
ситуацию, в к-рой оказываются двое заключенных, задержанных полицией за совершенное ими
преступление. В полиции их рассадили по разным камерам и сообщили каждому, что если один из них
даст показания против др., то будет отпущен на свободу. Заключенные осведомлены о том, что если
показания даст лишь один из них, то др. получит макс. срок, напр. 20 лет; но если показания дадут оба,
то каждый получит умеренный срок, напр. 10 лет. Если же никто из них не даст показаний, каждый
может обойтись наименьшими потерями денежным штрафом и менее чем 1 годом заключения.
Каждый из узников предпочел бы свободу, но если показания дадут оба, и тот и др. окажутся в тюрьме
на долгие годы. С др. стороны, выбор наименьшей потери путем отказа от дачи показаний может в
действительности повлечь за собой наиболее суровое наказание, если показания даст другой. Отказ
давать показания определяется как кооперативная реакция (cooperative response), т. к. именно т. о.
должны вести себя и тот, и др. игрок при выборе варианта, влекущего макс. выгодные последствия для
обеих сторон. Дачу показаний можно рассматривать либо как конкурентную реакцию (competitive)
попытку достичь наилучших последствий для себя самого за счет другого, либо как оборонительную
реакцию (defensive)
попытку воспрепятствовать соперничающему намерению другого. Участники
экспериментов, игравшие в эту игру, как правило, принимают конкурирующие решения, несмотря на
совокупно низкие выплаты, к-рые дает эта стратегия. Широкое использование соц. психологами Д. з. в
качестве эксперим. модели объясняется ее очевидными параллелями с периодически обостряющимися
конфликтами, такими как гонка вооружений.
См. также Разрешение конфликта, Сотрудничество/соперничество
У. П. Смит
Динамическая психология (dynamic psychology)
Термин «динамический» относится к воздействующим на систему силам. Эти силы охватывают
процессы, происходящие как внутри самой системы, так и внешние по отношению к ней. В психологии
под динамикой принято понимать взаимодействие мотивирующих или движущих сил, служащее
детерминантой поведения организма. Т. о., этот термин отражает интерес к подробному описанию
мотивов и принципов мотивированного функционирования. Этот термин тж часто связывается с
определенными теориями, делающими упор на взаимодействии между сознательными и
бессознательными силами драйвами, мотивами, потребностями, инстинктами и желаниями в
направлении поведения. Эти теории известны под названием психоаналитических, или
психодинамических, теорий личности.
Теории мотивации касаются, следовательно, конкретизации мотивационных характеристик
организмов и принципов действия мотива, к-рые определяют возникновение, поддержание и
прекращение поведения.
За прошедшие годы было разраб. большое количество теорий мотивации. Их можно разделить на
три широкие категории: а) гедонистические, или теории удовольствия; б) когнитивные, или теории
потребности в знании; в) теории роста или актуализации. Можно тж обозначить четвертую категорию,
к-рая касается роли мозговых структур в мотивированном поведении и его нервных механизмов.
Относящиеся к этой категории исслед. можно встретить в областях, определяемых как психобиология,
биопсихология и нейробиология.
Гедонистические теории мотивации, или теории удовольствия
Гедонистические теории, или теории удовольствия, образуют наиболее широкую категорию
теорий мотивации. В той или иной форме эта группа теорий подчеркивает ведущую роль удовольствия
в организации активности. К этой категории можно отнести множество различных классов теорий.
Пожалуй, наиболее крупная подгруппа гедонистических теорий включает те из них, к-рые делают
акцент на совершаемых организмом усилиях в направлении снижения напряжения. Такие теории
акцентируют внимание на нарушениях привычного состояния дел и удовольствии, возникающем в рез-
те снижения напряжения путем энергетической разрядки, выражения инстинкта или снижения уровня
драйва (внутреннего побуждения).
Вудвортс заимствовал понятие драйва из области механики и употреблял его в значении
источника движущей силы, или энергии, в функционировании организма. С тех пор и до 1960-х гг. это
понятие активно использовалось психологами, занимающимися проблемами поведения чел. или
|