Однако цели функционируют в настоящем в виде мысленных репрезентаций желаемых последствий
или конечных рез-тов. Совсем недавно понятие целей возвратилось, чтобы сыграть важную роль в
моделях челов. поведения, осн. на когнитивных процессах переработки информ.
Третий вариант гедонистической модели мотивации опирается на понятие аффекта. Здесь
акцентируются усилия организма на максимизации доставляющего удовольствие аффекта и
минимизации неприятного аффекта, при этом не предполагается необходимой связи аффекта с
физиолог. потребностью или драйвом. Одним из самых первых известных психологов, подчеркивавших
роль эмоции в мотивации, был П. Т. Юнг. Согласно Юнгу, стимулы (внутренние или внешние)
приобретают побудительную силу путем своей ассоц. с эмоциональным возбуждением, к-рое
переживается гл. обр. как положительное или отрицательное по своему характеру. В процессе
постепенного накопления жизненного опыта, путем ассоц. разнообразных стимулов с эмоциональным
возбуждением, чел. вырабатывает систему ценностей. Аффективные процессы играют центральную
роль в орг-ции, актуализации, регулировании и поддержании приобретенных форм поведения.
Представляется важным сознавать пересечения между этими группами теорий. Так, напр., мн.
авторы теорий драйва подчеркивали значение аффекта; Мак-Дугалл подчеркивал роль аффекта в
продвижении к цели; а мн. авторы аффективных теорий подчеркивают важность аффектов в
формировании и поддержании функционирования системы целей.
Когнитивные теории мотивации, или теории потребности в знании
Фактически уже в 1950-х гг. понятие драйва практически полностью исчезло из литературы в
силу целого ряда причин: проблемы в разраб. надежных измерений драйвов, особенно у людей;
накопление данных, не согласующихся с мотивационной моделью снижения напряжения; возросший
интерес к теориям обработки информ., связанный с начавшейся в психологии когнитивной революцией.
В ряде случаев для решения ранее относившихся к области мотивации важных вопросов стали
привлекаться познавательные процессы. Нек-рые когнитивные теории напоминали все те же модели
снижения напряжения.
Др. когнитивные теории, однако, придавали особое значение мотивации, внутренне присущей
активности организма, связанной с обработкой информ. Напр., Дж. М. Хант, на к-рого оказал влияние
Жан Пиаже, считает, что организм постоянно стремится интегрировать новую информ. с уже
имеющейся. Поступающая информ. может соответствовать или не соответствовать той, что имеется в
наличии. Хант приводит свидетельства того, что несогласующаяся или новая информ. стимулирует
возникновение приближающегося типа поведения, но когда расхождение между поступающей и уже
имеющейся информ. становится слишком большим, может возникать поведение избегающего типа.
Хант не только подчеркивал значение внутренней мотивации, но тж предполагал, что различные
степени несоответствия между новой и старой информ. приводят к различным уровням возбуждения,
характеризующимся положительной или отрицательной гедонистической окраской. Так, совсем
незначительное несоответствие может вызывать скуку, слишком сильное приводить к отрицательной
гедонистической окраске, а умеренный или оптимальный уровень несоответствия способствовать
умеренным уровням возбуждения, положительной гедонистической окраске и приближающемуся типу
поведения. Когнитивная модель мотивации оказалась, т. о., связанной с гедонистической.
Джордж А. Келли являет собой пример наиболее последовательного сторонника чисто
когнитивного подхода к теории мотивации. Келли, в частности, отвергал те теории мотивации, в к-рых,
по его словам, доминирует идея «кнута и пряника»: акцент делается либо на внешних побуждениях, к-
рые «тянут» организм в своем направлении, либо на драйвах, к-рые его «толкают». Вместо этого Келли
исходил из представления, согласно к-рому каждый чел. может рассматриваться по аналогии с ученым,
пытающимся добиться лучшей прогнозируемости интересующих его событий. По его мнению, люди
всегда активны, поэтому теория мотивации не нужна для объяснения активности как таковой. Что
касается направленности поведения, то люди предпочитают действовать способами, к-рые сулят
наибольшие перспективы в плане усовершенствования их системы конструктов, что, в свою очередь,
позволяет улучшать качество их прогнозов. Люди могут переживать негативный аффект в форме
тревоги, когда они оказываются не в состоянии прогнозировать события, или ощущать угрозу, когда
нарушается целостность их прогностической системы конструктов. Более того, этот негативный аффект
будет вызывать с их стороны соот. корректирующие действия.
Акцент на познавательных процессах побудил мн. психологов переключиться на изучение
процессов обработки информ. с оттеснением рассмотрения мотивационных аспектов на второй план. На
сегодняшний день исслед. в области познавательных процессов по большей части остаются не
связанными с исслед. эмоций и мотивации.
|