ценности, полной замены грудному молоку не существует.
Мн. психологи считают, что кормление грудью дает еще и психол. выгоды, поскольку может
усиливать связь между матерью и ребенком. В физиолог. плане, мать и грудной ребенок разделяют
удовольствие и дискомфорт: как сосание, так и кормление грудью, дают ощущение удовлетворения,
тогда как пустой желудок и переполненная молоком грудь вызывают болезненные ощущения. Поэтому
кормящая мать не только получает психич. удовлетворение от того, что собственным телом
удовлетворяет потребности своего ребенка, но и приходит к осознанию естественного симбиотического
отношения, существующего между ней и малышом. В добавление к этому, количество грудного молока
у матери прямо зависит от энергичности, продолжительности и частоты сосания, что способствует
образованию еще одной связующей цепи между матерью и ребенком. Наконец, непосредственный
телесный контакт тж может вносить свой вклад в формирование связи между матерью и ребенком.
Однако среди психологов немало тех, кто считает, что др. способы укрепления связи между
матерью и ребенком служат вполне удовлетворительной заменой Г. в. Психологически важным
является не тот или иной способ вскармливания, а общий характер взаимодействия матери и ребенка.
К. С. Бергер
Естественные и логические последствия (consequences, natural and logical)
Это понятие противопоставляется вознаграждению и наказанию как средствам воспитания детей
и, возможно даже шире, как средствам установления отношений с др. людьми.
Более простой из двух составных категорий этого понятия является категория естественных
последствий, к-рая означает, что «воспитатель» («trainer»)
по существу ничего не предпринимает,
предоставляя индивидууму самому испытать последствия своего поведения, наступающие либо по
законам природы, либо по челов. законам. В применении этого метода естественных последствий к
маленьким детям руководствуются двумя соображениями: а) всегда информировать ребенка о
возможных последствиях данного поведения и б) не допускать, чтобы ребенок испытывал такие
последствия, если существует вероятность того, что они окажутся травматическими, опасными или
даже фатальными. Этот метод воспитания можно было бы назвать «обучением на собственном опыте»,
поскольку исповедующий его родитель-воспитатель полагает, что лучший способ узнать
действительность это познакомиться с ней на собственном опыте.
Понятие логических последствий более трудно для объяснения. Оно относится к «воспитателю»,
в широком значении этого слова, как в том случае, когда к.-л. взрослый человек вступает во
взаимодействие с другим с целью «преподать ему урок». Ключевым понятием здесь является договор
(contract)
явный или подразумеваемый
о том, что объект воспитания будет рассматривать
действия воспитателя как справедливые, в поведение как логичное.
Воспитатель либо что-то делает, либо, напротив, не делает исходя из своего представления о
том, что является правильным. В этом случае ребенок не «наказывается», скорее ему «преподается»
урок.
Этот метод воспитания рассматривается как полностью соответствующий отношениям взрослых
людей: вы платите чел., только если он выполнил обещанную им работу; вы избегаете иметь дело с кем-
либо, кто оказывается невоспитанным; вы покидаете место назначенной встречи после того, как время
вашего ожидания исчерпало разумный предел; вы спасаетесь от грозящей бедой ситуации; и т.д.
См. также Родительская пермиссивность, Наказание, Вознаграждения, Вознаграждения и
собственный интерес
У. Саттон
Естественный отбор (natural selection)
Согласно Ч. Дарвину, Е. о. как дифференцированное выживание и размножение членов
популяции относится к механизмам эволюции: естественная среда отбирает тех особей, к-рые передают
свои черты от одного поколения к другому и, т. о., формируют особенности последующих популяций. В
предлагаемой статье сначала будут кратко рассмотрены факты эволюции, затем осн. положения
учения Дарвина, и, наконец, то, какое отношение отбор имеет к исслед. поведения.
Эволюция
Взрыв разнообразия многоклеточных организмов произошел примерно 570 млн. лет назад, во
время геологического периода, получившего название кембрийского, за к-рым последовала «прополка»
|