дать преимущества при отборе? Ответ заключается в том, что даже 1% глаза дает существенные
преимущества, если у окружающих нет и этого.
Если у данного вида в процессе эволюции возникла такая сложная система, как глаз,
маловероятно, что его место займет какая-то иная структура, выполняющая такую же функцию. Напр.,
1% зрения, к-рое могло бы быть эволюционным предшественником совершенного челов. глаза, дает
значительно меньшее преимущество, когда сформированный глаз уже существует, чем тогда, когда
альтернативы зрению нет. Отбор не заменяет уже существующие механизмы другими, выполняющими
такую же работу, поэтому, возможно, мы без всяких опасений можем сказать, что в процессе эволюции
на наших лбах никогда не возникнет третий глаз.
Побочные продукты отбора. Сходство (насекомых) с палочками необычное приобретение,
представляющее всего лишь одно из возможных направлений отбора. Отбор может оперировать
различными признаками в различных популяциях, и отнюдь не каждый из признаков, кажущийся
приспособительным, обязательно является продуктом Е. о. Дарвин считал Е. о. самым важным
механизмом эволюции, но он взял на себя труд отметить, что Е. о. не единственно возможный
способ: «Я полагаю, что естественный отбор был главным, но не единственным средством
видоизменения» (выделено мною). Описание признаков популяции с т. зр. Е. о. требует большего,
нежели сочинение правдоподобной истории о том, какое преимущество они могли бы давать членам
этой популяции.
В филогенезе нек-рые особенности могли возникнуть как случайные побочные продукты отбора.
Возможно, нек-рые признаки совр. популяций не являются непосредственным результатом отбора;
возможно, они представляют собой случайные побочные продукты др., не родственных им признаков,
возникших в результате отбора.
Отбор и поведение
Согласно учению Дарвина, Е. о. воздействует на сменяющие друг друга популяции организмов,
но отбор может так же воздействовать на последовательно сменяющие друг друга совокупности
реакций в рамках времени жизни отдельного организма. Так, формирование оперантных реакций путем
последовательного приближения (shaping)
может порождать изменения в поведении, организуя
последовательности одних, а не др. реакций. Если только самое сильное нажатие на рычаг позволяет
голодной крысе получать пищу, то более сильные нажатия будут происходить чаще, а слабые реже, а
спустя какое-то время сила нажатия крысы возрастет. Такой отбор был назван отбором по последствиям
(selection by consequences). Это онтогенетический, а не филогенетический отбор. В случае с нажатием
рычага получение пищи
является тем последствием, к-рое отбирает одни реакции и отметает другие.
Реакция, влекущая за собой получение пищи, «выживает», а остальные «вымирают». Параллели между
этими двумя вариантами отбора, Е. о. и отбором поведения по его последствиям, были детально
исследованы.
Подобно тому, как Галилей переместил Землю из центра Вселенной на орбиту вокруг звезды,
объяснения с т. зр. отбора бросают вызов нашему традиционному способу размышления о самих себе.
Существуют и др. важные аналогии. Как отмечалось ранее, искусственный отбор был известен во
времена Дарвина; вопрос заключался лишь в том, может ли подобный отбор осуществляться в
природных условиях. Процедура, известная под названием «формирование оперантных реакций путем
последовательного приближения», тж является методом искусственного отбора, в процессе к-рого
экспериментатор формирует силу нажатия крысой на рычаг или специалист по поведенческой терапии
формирует вокализации у неразговаривающего ребенка, воспитываемого в детском доме. В этих
случаях эффективность данного метода очевидна. Тем не менее, этот вид отбора является
искусственным, и возникает вопрос о том, действует ли он в естественных условиях на поведение,
чтобы сформировать нек-рые из поведенческих паттернов нашей повседневной жизни.
Обычно в нашем распоряжении оказываются только конечные результаты, после того, как
подчиняющиеся случаю силы природы уже выполнили свою работу. Напр., можно предположить, что
онтогенетический отбор внес свой вклад в формирование умения гризли ловить лососей в реках у
северо-западного побережья Тихого океана, но единственное, что мы можем увидеть это различия
между беспомощными усилиями молодых новичков и великолепно скоординированными действиями
опытных взрослых особей. Сам по себе процесс формирования реакций путем последовательного
приближения не виден, поскольку он занимает слишком много времени (филогенетической аналогией
этому может быть обрывочность геохронологической летописи ископаемых остатков). Вопрос о том, до
какой степени Е. о. оперирует поведением индивида на протяжении его жизни, остается открытым, но
ист. аналогии с учением Дарвина заставляют предположить, что этот вопрос требует серьезной
|