потеря аппетита и сна) напоминали психопатологические эффекты заброшенности у младенцев в
условиях длительной госпитализации (напр., анаклитическую депрессию). Эта модель депрессии
особенно важна для понимания психол. проблем сирот, воспитываемых в среде с недостаточным
уровнем стимуляции. Более поздние исслед. психофизиологических реакций детенышей низших
приматов, отделенных от своих матерей, привели к пониманию поведенческих и соц. факторов,
корректирующих и смягчающих напряженность и тревогу, вызванную разлукой маленьких детей с их
матерями.
Модель депрессии как следствия выученной беспомощности, осн. на изучении поведения собак,
сыграла важную роль как в разработке терапевтических режимов, так и в понимании этиологии нек-рых
форм депрессии. Возможно, не менее важен и тот факт, что модель дала толчок к проведению исслед.,
направленных на проверку гипотезы о выученной беспомощности как этиологическом
факторе
депрессии, стимулировала исслед. нейрохимии депрессии, а тж доказала свою полезность при отборе
терапевтических средств. Создание моделей депрессии переживает период расцвета. Мн. из них
опираются на определенные манипуляции поведением животного, к-рые имеют известные биолог.
последствия. Широко распространенным является заблуждение, что психобиологи работают с
животными моделями, поскольку уверены в биолог. происхождении психопатологии человека. Как
показала модель выученной беспомощности, сравнительные психологи могут начинать с
нефизиологических манипуляций поведением и окружающей средой, вызывающих совокупность
поведенческих и физиолог. симптомов, сходных с теми состояниями людей, к-рые им бы хотелось
смоделировать. Эти же самые симптомы тж будут вызывать поведенческие последствия, к-рые, в свою
очередь, будут иметь дополнительные биолог. последствия.
Особенно эффективным применение животных моделей может стать в области старения и
зачастую связанной с ним деменции, нейрофизиологические изменения при к-рой влекут за собой
далеко идущие и разрушительные психол. последствия. В настоящее время когнитивная, поведенческая
или физиолог. точки зрения не позволяют понять природу старческого слабоумия. Использование
животных моделей могло бы внести свой вклад в ее определение и уменьшение факторов риска и
степени выраженности недееспособности.
Необходимо продолжать исслед. дисфункций поведения и психиатрических болезней для того,
чтобы стало возможным облегчить жизнь букв. десяткам миллионов страдающих людей. До тех пор,
пока не удастся проникнуть в суть процессов, лежащих в основе этих расстройств, ученых будут
отпугивать определенные виды исслед. на здоровых и больных людях особенно те, к-рые
предполагают экспериментирование с этиологическими факторами или методами терапии, связанными
с еще непонятыми физиолог. изменениями.
Такого понимания можно достичь лишь путем применения животных моделей. Особенно
странно то, что сегодня ученые, работающие с животными моделями, стали объектом критики и
враждебного отношения в об-ве, в к-ром психол. проблемы и душевные болезни представляют собой
огромную угрозу благополучию человека.
Следует учитывать ряд этических соображений при использовании животных в таких
экспериментах. Животных для исслед. следует тщательно отбирать, исходя из знания их физиологии.
Следует как можно точнее определять количество животных, необходимых для эксперимента. Исслед.
следует проводить, строго придерживаясь директив руководящих органов, после предварительного
обсуждения с коллегами.
Несмотря на концептуальные и технические трудности, связанные с использованием животных в
качестве лабораторных моделей, потребность в продвижении вперед психологии (и др. наук о жизни)
делает неизбежным их использование в соотв. ситуациях.
См. также Родительское поведение животных, Модели нейронных сетей, Перцептивная
организация, Психофармакология
Р. М¸рисон, Дж. Б. Овермайер
Животные, воспитываемые как дети (animals raised as humans)
Существуют три выдающихся исслед., в ходе к-рых молодых шимпанзе выращивали как челов.
детей. Др. проекты были посвящены горилле и орангутангу, воспитывавшимся в домашней среде. В
ходе самого первого исслед. У. Н. Келлог и его жена воспитывали маленькую самку шимпанзе Гуа
вместе со своим маленьким сыном Дональдом в течение 9 месяцев. Гуа одевали в
одежду, целовали,
обнимали и вообще обращались с ней точно так же, как с обычным маленьким ребенком.
|