Navigation bar
  Print document Start Previous page
 320 of 1766 
Next page End  

изменяющих жизнь. Ж. с. указывает на действующие схемы жизни конкретного человека или на
необходимость их существенного изменения. Эти события могут происходить в различных областях
(семья, здоровье, работа) и могут быть связаны с возрастом (школа, вступление в брак, выход на
пенсию), ходом истории (война и экономический спад) или превратностями судьбы отдельного
человека (болезнь, развод). Большая часть публикаций, посвященных жизни подростков и взрослых,
отражает социологическую традицию оценивания воздействия Ж. с. как смены осн. ролей, возрастных
переходов, приобретения- и утраты статуса и т. д.
Когда событие происходит со множеством людей одного возраста, вероятность его наступления
высока, и это может стать основанием для выделения стадии антиципаторной социализации. Такие
нормативные события классифицировались нек-рыми исследователями в зависимости от характера
среды, как биологические, социальные или физические. Др. специалисты предпочитают использовать
модель стресса при классиф. Ж. с. и говорить о соц., психол. и физиолог. реакциях на явления, несущие
в себе вред, угрозу или вызов. Обычно людей просят ранжировать множество
жизненных событий по
степени вызываемого ими стресса или изменения поведения, а затем эти оценки анализируют с целью
выявления синхронности, упорядоченности и образования кластеров событий.
Нек-рые теоретики высказывали предположение о существовании базовой структуры взрослой
жизни. Д. Дж. Левинсон предложил модель универсальной последовательности периодов и переходов в
развитии человека, в рамках к-рых Ж. с. оказывают свое воздействие. Первоочередная задача человека в
стабильные периоды — выстроить структуру жизни, сделав определенный выбор и направив свои
усилия на достижение определенных целей. Главная задача на переходных периодах — покончить с
существующей структурой жизни и приступить к созданию новой, переоценив принятые ранее решения
и двигаясь в направлении достижения новых целей.
По-видимому, между аффективной позитивностью (affective positivity)
и контролем над
событиями жизни может существовать связь. Когда события оцениваются позитивно, люди склонны
полагать, что они контролировали эти события или влияли на их ход. Тж высказывалось
предположение, что состояния, вызывающие положительные эмоции, могут увеличивать способность
индивидуума адаптироваться к стрессу. К тому же, отсутствие негативно окрашенных событий
коррелирует с приспособлением.
Исслед. реакций детей на Ж. с. весьма немногочисленны, и потому мы до сих пор не располагаем
сведениями о нормативных паттернах таких реакций. Однако, три стрессовых события в жизни детей —
смена местожительства, смена школы и семейные кризисы, такие как развод или смерть одного из
родителей, — все же стали предметом систематических исслед., дающих, правда, неоднозначные
результаты. Было тж показано, что переживание детьми единичных стрессов или даже их
последовательности имеет менее пагубные последствия, чем переживание сочетанных стрессов; кроме
того, мальчики больше страдают от разлада в семье и от ее распада, чем девочки. Было обнаружено, что
с возрастом отрицательных эмоциональных реакций становится больше, а положительные
эмоциональные реакции, если судить по отчетам, связаны с Ж. с., отражающими взаимодействия с
родителями и сверстниками.
См. также Варианты карьеры, Развитие социального поведения людей
Ф. Дойч
_З_
Заброшенные дети (neglected children)
Заброшенным можно назвать ребенка в том случае, когда «несущий ответственность за
воспитание за ребенка взрослый либо сознательно, либо по причине исключительной небрежности
заставляет его испытывать страдания, к-рых можно было бы избежать, и/или не способен обеспечить
одно или более из условий, обычно необходимых для полноценного развития физ., интеллектуальных и
эмоциональных качеств ребенка». Заброшенность детей следует отличать от жестокого обращения с
ребенком. Несмотря на то, что невнимание к детям может рассматриваться в качестве одной из форм
жестокого обращения, его причины, как правило, кроются в бедности или невежестве. Жестокое
обращение, напротив, в большей степени обусловлено психол. особенностями самого воспитателя.
О причинах заброшенности детей известно не слишком много. К соц. факторам, к-рые, по-
видимому, играют определенную роль в этой проблеме, относят семью без отца или семью с низким
Hosted by uCoz