Navigation bar
  Print document Start Previous page
 328 of 1766 
Next page End  

Из истории известно, что Аристотель и Демосфен страдали З. (дисфемией). Последний, как
утверждают, избавился от него, пытаясь с камушками во рту говорить громче, чем шумит морской
прибой. Хотя историки не могут с уверенностью судить о природе его дисфемической речи, нек-рые
формы З., ранее называвшиеся запинанием, вполне могли встречаться в древности. Это универсальный
феномен, обнаруживаемый во всех возрастах, расах и культурах всего мира. Он встречается у лиц
обоего пола, у мужчин в 4—5 раз чаще, чем у женщин. Причины этой диспропорции до сих пор не
ясны. З. не испытывает почтения к социоэкономическому статусу или положению в об-ве, как
показывает пример короля Англии Георга VI, к-рый страдал выраженным заиканием. Опубликованные
на настоящий момент данные систематических исслед. поддерживают т. зр., согласно к-рой З. — это
расстройство, связанное с тревожностью и Я-концепцией. Его суть — блокировка и судорожные
попытки произнести высказывание. Описательно его можно определить как дезинтеграцию вербальной
экспрессии, характеризующуюся невольными звуковыми или беззвучными повторениями и
удлинениями произнесения коротких речевых элементов. С т. зр. традиционной классиф. расстройств
речи, З. определяется как расстройство ритма. Оно отделяется от трех др. категорий расстройств речи:
нарушений артикуляции (напр., шепелявость, детский лепет), фонации (напр., фальцет) и символизации
(напр., афазии).
Ранние авторы предложили ряд теорий этиологии З., к-рые позднее были отвергнуты. В качестве
причин рассматривалось множество факторов: неадекватная доминантность полушарий, пониженный
уровень лейкоцитов, повышенное потребление двуокиси углерода, повышенный уровень кальция
сыворотки и отклонения рН слюны. Один из теоретиков, живший в XIX веке, исходил из
предположения, что З. связано с большим размером языка и предлагал лечить его путем хирургического
вмешательства. Идея о неправильной доминантности полушарий связана с наблюдением, что
переучивание леворукости может усилить З. Эта концепция осн. на представлении о том, что наличие
конкурентных нейронных импульсов в мозге передается челюстным мышцам, вызывая т. о. З.
Данные исслед., пытавшихся объяснить З. воздействием неврологических, биохимических либо
физиолог. этиологических факторов, в лучшем случае противоречивы. Хотя Линдсли нашел, что у
заикающихся более выраженное блокирование и десинхронизация бета-волн по сравнению с нормой,
Скарборо не выявил различий в ЭЭГ заикающихся и нормально говорящих испытуемых из контрольной
группы. Пытаясь установить связь наследственности с заиканием, Нельсон сравнил 204 заикающихся
(эксперим. группа) с контрольной группой такой же величины и обнаружил преобладание случаев З. в
семьях эксперим. группы. Эти данные, однако, не доказывают причинно-следственную связь между
наследственностью и З. или его наследственного происхождения, поскольку др. факторы не были
полностью учтены. Члены семьи невольно оказывают давление на заикающихся, вызывая у них
стрессовое состояние. Они часто настаивают на том, что такой человек может говорить лучше и просят
его говорить медленнее и делать глубокие вдохи, тем самым сообщая ему о неадекватности его
состояния. Психоаналитики связывали З. с оральными или компульсивными фиксациями. Эти
теоретики утверждали, что З. представляет собой продолжение орального эротизма у инфантильных
нарциссических лиц, к-рые компульсивно удерживают ранние оральные эквиваленты кормления и
кусания. Джонсон подразделял З. на первичный и вторичный типы. Первый свойствен маленьким детям
и характеризуется слабым осознанием эффектов, оказываемых З. на окружающих. Вторичный тип
характеризуется такими признаками, как борьба, избегание и гримасы. Это свидетельствует о том, что
воспринимаемые реакции окружающих вызывают тревогу, ведущую к тяжелым вторичным симптомам.
Инхэм, однако, считает, что роль тревожности как таковой в развитии З. преувеличена.
З. не является однородным феноменом и не имеет какой-то единственной причины. Большинство
недавно проведенных исслед., в к-рых обеспечивался высокий уровень контроля переменных,
свидетельствуют в пользу того, что З. является приобретенным расстройством, обычно возникающим в
детстве. Фредерик изучал влияние вознаграждения и наказания на динамику З. Испытуемые должны
были читать списки слов (равные по количеству слов) при двух условиях: сильно интенсивных и слабо
интенсивных ударов током. Высокотревожные испытуемые при наказании заикались больше, тогда как
испытуемые с низкой тревожностью больше заикались при вознаграждении. При комбинировании
групп эти различия стираются. Обнаружены значимые личностные различия, указывающие на то, что
люди заикаются по разным причинам, независимо от наличия общего симптома.
Среди совр. теорий научения выделяется теория конфликта приближения—избегания,
предложенная Шиэном, к-рый успешно преодолел свое собственное З. Тенденции к приближению и
избеганию достигают состояния равновесия, при к-ром наличествуют два конкурирующих побуждения:
Hosted by uCoz