существующих личностных тестов предназначены в большей степени для получения информ. о стиле,
чем о др. трех функциях.
Психол. здоровье можно изучать с т. зр. этих функций. Такой подход позволил бы нам описать
структуры и динамические процессы, к-рые характерны для З. л.
Интуитивный подход с позиций здравого смысла
Психологи, подчеркивающие необходимость изучения З. л., указывали гл. обр. на черты, к-рые
отличают здоровье от простой «нормальности» или от отсутствия серьезных психопатологических
симптомов. По мнению Шобена, здоровые люди характеризуются самоконтролем, личной
ответственностью, демократизмом и наличием идеалов.
Джерард предлагает более психол. и детальное описание. Здоровые люди постоянно расширяют
свое осознание самих себя, др. людей и окружающего мира; развивают свою компетентность в
удовлетворении базовых потребностей и в реагировании на опасность; вырабатывают реалистические и
отвечающие их потребностям ролевые и межличностные отношения.
Психоаналитическая теория: невротическая модель
Психоаналитическая теория оказала большое влияние на становление теории личности. Поэтому
ее особый взгляд на психол. здоровье заслуживает отдельного рассмотрения.
Невротическая личность страдает от серьезных бессознательных конфликтов, несет тяжелый
груз тревоги и связывает большое количество энергии в защитных паттернах поведения. Отсюда,
невротическая личность испытывает трудности в удовлетворении инстинктивных импульсов и
затрачивает массу времени на бесполезную, ненужную и непродуктивную активность. На самом деле
психоаналитическая теория не предлагает к.-л. содержательной концепции З. л. Скорее, она
рассматривает любого чел. изначально как невротика, но одних людей в меньшей степени, чем др.
Этот «идеальный или нормальный невротик» отличается от невротика в двух отношениях: равновесии и
сублимации.
Равновесие. У нормального чел. лучше сбалансированы структурные подсистемы личности.
Общая энергия в организме распределяется среди трех подсистем т. о., что каждая получает
необходимое для ее нормального функционирования количество. В рез-те эго имеет достаточное
количество энергии для адекватного восприятия реальности и приспособления к суперэго,
одновременно находя средства для удовлетворения ид.
Сублимация. Невротики и нормальные люди различаются в своих защитных тактиках. В
буквальном значении, сублимация означает обесточивание эго инстинктов, энергию к-рых оно затем
берет в свои руки и расходует для своих собственных целей. В этом случае эго обращается к созиданию
социально желательного (цивилизованного) поведения. С т. зр. об-ва, сублимация является «успешной»
тактикой защиты, поскольку она позволяет избегать конфликта и тревоги и реализовывать то, что
намечено процессом социализации. Очевидно, нормальный чел. может рассматриваться просто как кто-
то, чье эго содержит больший, чем у невротика, запас сублимированной энергии и тем самым обладает
большим количеством социально одобряемых паттернов поведения.
Понятие сублимации, однако, выглядит довольно нечетким. Его трудно отделить от др. видов
защитных механизмов. Получается, что подавление все же оказывается необходимым, после чего эго
просто направляет либидо в новый канал. Этот процесс в принципе ничем не отличается от любой др.
активности эго. Поэтому нормальный чел. просто чаще использует отличную защиту.
Принцип сублимации тж ничего не дает для понимания характера побуждения у невротика и
нормального чел. Это, пожалуй, представляется вообще наиболее трудным пунктом в психологии.
Сублимация означает, что цивилизованное поведение мотивируется теми же самыми инстинктами что и
невротическое поведение, но лишь в измененной форме. Тем не менее мы должны учитывать
возможность, что приобретенные паттерны поведения могут мотивироваться сами по себе, без
подавления или защиты (даже «успешной» защиты). Несомненным и возможно самым важным
вкладом совр. психологии является признание ею того, что научение столь же мощная детерминанта
челов. поведения, как и биолог. силы.
За пределами психоан. лежат теории, к-рые непосредственно адресуются к вопросу актуальных
структурных и динамических качеств З. л. В отношении первых мы можем сослаться на принцип
интеграции структур, а в отношении вторых на принцип прогрессии в развитии динамических
систем.
Различные представители психоаналитической традиции подвергли критике положения Фрейда
и достигли позиций, к-рые, по меньшей мере хотя бы отчасти, согласуются с этими двумя принципами.
Они ставят под сомнение жесткий биолог. детерминизм Фрейда, ссылаясь на роль социализации как
|