переживаний в ходе процесса социализации. Однако под этой областью кроются потенциальные
переживания всех челов. существ, а именно архетипы: общие знаменатели челов. бытия.
Существуют 2 причины, по к-рым архетипы рассматриваются Юнгом как универсальные
элементы челов. опыта и потому воспроизводящимися в каждом последующем поколении. Во-первых,
все челов. существа неизменно обладают сходными переживаниями. Во-вторых, все мы обладаем
крупным и сложно организованным мозгом, неотъемлемой функцией к-рого является идентификация,
символическая интерпретация и манипуляция собственными переживаниями. В рез-те всякий раз, когда
бы мы ни приступили к анализу своего опыта и ни попытались обрести новое понимание, мы
сталкиваемся там с архетипами.
На пути постижения архетипов лежит область личного бессознательного. Прогрессу на пути
движения к нашей челов. сущности препятствуют разнообразные защитные механизмы нашего эго.
Такого рода «камни преткновения» и характеризуют невротика.
Цель челов. развития состоит в высвобождении возможностей коллективного бессознательного и
ассимиляции их в «Я» некоем мистическом центре в личности. «Я» представляет собой воплощение
максимальной целостности или совершенства, к-рого может достичь к.-н. чел. Прогресс подразумевает
под собой процесс индивидуализации, в ходе к-рого субъект начинает постигать различия между
сознательным и бессознательным и осознавать как свою собственную индивидуальность, так и свою
принадлежность челов. роду. При переносе этих открытий в область сознательного вскрываются все
конфликтующие противоречия челов. бытия.
Из такого анализа вытекает взгляд на З. л. как на прогрессивное движение на пути согласования
собственного личного опыта с универсальным челов. опытом. В рез-те субъект обретает способность
думать, чувствовать и действовать в большей степени на челов., нежели на личном (эго-защитном),
уровне.
Психологическое здоровье
Подводя итоги, можно сказать что психол. здоровье является в такой же степени вопросом
структуры и динамики личности, как невроз или любой др. путь развития.
Сколь бы разными нам ни казались теории личности, все они так или иначе связаны с
определенной комбинацией побуждения, регулирования, осмысления и стиля. В ходе анализа процесса
индивидуального развития, свойств и взаимоотношений между этими функциями возникают
определенные темы, к-рые выходят за рамки простого перечисления черт или привлечения отдельных
поведенческих критериев типа «адаптированности», «устойчивости», «продуктивности» или
«конформизма».
С т. зр. структуры З. л. можно рассматривать, скорее, как процесс непрерывных изменений,
нежели как сложившуюся фиксированную систему. Как общий принцип, личностные структуры
стремятся к обретению все большей гармонии, в к-рой побудительная, регулятивная, понятийная и
стилистическая функции сливаются в единое целое.
См. также Стадии развития по Эриксону, Личность, Трансперсональная психология (I, II)
В. Винаке
Зеркальная Я-концепция (self-looking glass concept)
Понятие З. Я-к. принято связывать с именем Чарльза Хортона Кули, к-рый, в развитие дискуссии
Уильяма Джемса о социальном Я, высказал предположение, что отраженное Я возникает тогда, когда
человек строит свою самооценку на основе того как, по его мнению, он выглядят в глазах др. людей.
Метафора зеркала приписывается Кули, однако в действительности ее можно найти и в более
ранней литературе, вплоть до работ Адама Смита. Эта метафора несет двойной смысл в формулировках
Смита и Кули. В повседневной жизни люди могут видеть свои лица, фигуры и одежду в зеркале. Во
взаимодействиях с другими необходимо представлять себе то, как мы выглядим в их глазах. Последние
становятся своеобразным зеркалом и то, как они интерпретируют нас, отражается в их жестах,
выражении лица и высказываниях.
Это представление о своем Я, к-рое включает самооценку, согласно Смиту и Кули имеет три осн.
компонента представление человека о том, как он выглядит в глазах другого; представление о
суждениях этого другого по поводу его внешнего вида, и определенного рода самоощущение, напр.
чувство гордости или стыда. Самоощущения появляются и изменяются в ходе этих приписываемых и
воображаемых реакций каждого из взаимодействующих субъектов на реальные и воображаемые
суждения другого об их социальных Я. Каждое взаимодействие заполняется многими Я, и в любой
|