почти как картина. Др. способы репрезентации могут умалчивать о том, насколько далеко расположен
объект или с какого угла зрения он виден. Но эти аспекты должны быть точно определены в картине
картина должна отображать объект видимым с точно определенной т. зр. Очевидно, что это верно и для
З. п.
Эти субъективные качества позволяют предположить, что З. п. отображают мир почти так же,
как и картины, и что мы рассматриваем З. п. с помощью процессов, родственных процессам
зрительного восприятия. Однако психологи проявляют осторожность в отношении самоотчетов о
субъективном опыте. Эти сообщения могут не быть истинными в буквальном смысле: откровенно
говоря, внутри головного мозга нет никакого «глаза», как нет никаких картин и проекционного экрана
для их показа в пространстве, ограниченном черепом.
Образы, картины и восприятие
В большинстве совр. исслед. используются более объективные средства изучения
представлений, и эти исслед. зачастую исключают самоотчеты: З. п. и картины действительно обладают
общими свойствами, а внутренние образы действительно имеют много общего с образами восприятия.
Тем не менее, существуют тж важные различия между образами и картинами, или между
воображаемым и воспринимаемым, и нам следует принять их во внимание.
Данные указывают на то, что образы сходны с картинами в том отношении, какая информ. в них
включается и какая исключается, а тж в том, какая информ. является легкодоступной, а какая менее
доступной. Напр., испытуемые, рассматривающие изображение, скажем, кошки, могут легко видеть
голову кошки (потому что голова достаточно большая и расположена вверху), но с трудом могут
увидеть когти (потому что когти маленькие и могут быть скрыты от наблюдателя). В
противоположность этому испытуемые, изучающие описание кошки, вероятно, сразу заметят
упоминание о когтях (потому что они являются существенным признаком кошек); голова кошки м. б.
исключена из описания просто потому, что это слишком очевидный элемент, чтобы заслуживать
упоминания. На этом фоне З. п. явно соответствуют характеру картин, а не описаний. Испытуемые,
представляющие (к примеру) образ кошки, дают быстрые ответы на вопросы наподобие: «Есть ли у
кошки голова?», и неск. медленнее отвечают на вопросы о когтях. (В противоположность этому
испытуемые, думающие о кошках без привлечения внутренних образов, показывают обратный паттерн:
более быстрые реакции на «когти», чем на «голову» кошки). Подобные этим данные могут
использоваться для документирования информ., включаемой в З. п. и выделяемой в них как наиболее
значимой; информ. структура З. п. отражает структуру, в большей степени характерную для картин, чем
для др. видов репрезентации.
Предметом исслед. стали тж процессы, используемые для считывания информ. с внутренних
образов и манипулирования ими. Напр., в одном эксперименте испытуемым предлагалось запомнить
карту вымышленного острова. Затем испытуемые воображали эту карту и, услышав звуковой сигнал,
представляли маленькое пятнышко, перемещающееся, скажем, от колодца, показанного на карте, к
пальмовому дереву. Когда это (воображаемое) пятнышко достигало пальмового дерева, испытуемые
нажимали кнопку, останавливая часы и позволяя исследователям измерить продолжительность
воображаемого путешествия. В др. опытах испытуемые воображали пятнышко, двигающееся от пальмы
к камню, и т. д. для всех прочих ориентиров. Рез-ты показали в высшей степени согласующуюся
линейную связь между временем сканирования и воображаемым расстоянием. Эти и подобные им рез-
ты служат серьезным свидетельством того, что З. п. сохраняют структуру пространственных
отношений, определяемую воображаемой сценой или воображаемым объектом, так же как и картины.
Сходные рез-ты были получены с помощью методики вращения образа. То есть поворот
внутреннего образа на 40° требует в два раза больше времени, чем его поворот на 20°; поворот на 80°
происходит вдвое дольше, чем на 40°, и т. д. В др. исслед. измерялось время, необходимое для
приближения воображаемой сцены (с целью рассмотреть детали) или для ее удаления (чтобы
рассмотреть крупные объекты). Эти исслед. тж обнаружили устойчивую связь между кратностью
увеличения/уменьшения и затрачиваемым временем, иллюстрируя, как перспективные отношения
влияют на функцию представления (т. е. для перемещения на большее расстояние требовалось больше
времени).
Зрительные представления и память
З. п. оказывают мощное воздействие на память в неск. отношениях: испытуемые легче
запоминают предложения или отрывки текста, содержание к-рых можно визуализировать; специальные
инструкции визуализировать материал тж приводят к улучшению запоминания. Эти исслед. часто
концептуализируются в рамках модели двойного кодирования. В соответствии с этой моделью З. п. и
|