Navigation bar
  Print document Start Previous page
 362 of 1766 
Next page End  

предыдущих редакций Бланка профессиональных интересов Стронга, с участием респондентов
различных возрастов, использованием различных временных интервалов между первичным и
повторным тестированием, и вычислением коэффициентов корреляции Пирсона и Спирмена. Они
делают следующие выводы: «Эти ретестовые корреляции интересов оказались несколько ниже
соответствующих ретестовых корреляций в литературе по измерению интеллекта и несколько выше
сообщаемых ретестовых корреляций оценок личности и аттитюдов. Таким образом, поведение, которое
мы измеряем при помощи профессиональных шкал Бланка профессиональных интересов Стронга, по-
видимому, остается достаточно устойчивым во времени...»
Насколько хорошо показатели по этому тесту прогнозируют конечный индивидуальный выбор
профессии? Стронг изучал итоговый профессиональный выбор 663 студентов Стэнфордского
университета, к-рые в среднем 18 годами ранее проходили этот тест во время своего обучения в
колледже. Он анализировал полученные данные в трех отношениях. Насколько хорошо оценки по
профессиональным шкалам, полученные этими студентами в период обучения в колледже,
прогнозируют реально выбранную ими профессию? Насколько различаются исходные оценки тех, кто в
конечном сч¸те выбрал данную профессию, и тех, кто не выбрал данную профессию? Какова степень
согласия между исходным профилем оценок и выбранной профессией по оценкам экспертов? Во всех
трех случаях прогностическая валидность Бланка профессиональных интересов Стронга оказалась
чрезвычайно высокой.
Одно из недавних исслед. прогностической валидности более ранних форм Бланка
профессиональных интересов Стронга было выполнено Робертом Долливером с сотрудниками. Они
приходят к заключению, что «шансы, что человек в совершенстве овладеет профессией, в отношении
которой он получил оценку А, составляют примерно 1 к 1, ...а шансы того, что он не овладеет
профессией, в отношении которой получил оценку С, равны примерно 8 к 1». Между измеряемыми
интересами и измеряемой способностью или учебными достижениями имеет место слабая связь.
В ситуации, когда давалась инструкция «обманывать» тест, респонденты могли существенно
искажать свои показатели, однако когда люди отвечали на пункты в стандартных условиях проведения
теста, они обычно отвечали искренне, даже в ситуациях, где от них можно было ожидать искажения
своих показателей, напр. при приеме на работу или при поступлении в профессиональный колледж.
Выявляемые искажения не превышают нескольких шкальных единиц, а изменения, затрагивающие
широкий интерпретативный спектр показателей, исходя из к-рого делаются заключения о совпадении
или несовпадении профессиональных интересов, встречаются редко.
Обнаруживают ли мужчины и женщины различия в профилях профессиональных интересов?
Прежде чем отвечать на этот вопрос, нужно отметить ряд исторических обстоятельств.
В период с 1930-х гг., когда Стронг опубликовал первый тест для женщин, до 1970-х гг.
произошли существенные изменения роли женского труда в об-ве. Больше женщин стало работать.
Больше женщин стало заниматься считавшимися ранее чисто «мужскими» профессиями. Кэмпбелл и
Хансен посвятили в своей книге целую главу этой проблеме. Они делают следующие выводы.
1. Мужчины и женщины, в среднем, отвечают по-разному почти на половину пунктов
Инвентаря.
2. Величина этих различий довольно существенна.
3. Эти различия не исчезают даже тогда, когда сравниваются только мужчины и женщины,
выбравшие одну и ту же профессию.
4. Эти различия не уменьшились сколько-нибудь заметно с 1930 г.
5. Попытки разработать комбинированные по половому признаку шкалы выглядят
преждевременными, и валидность этих шкал меняется от профессии к профессии.
6. Эмпирические шкалы, сконструированные на основе одинаковых по полу критериальных и
референтных выборок, работают лучше (более валидны), чем шкалы, основанные на противоположных
по полу выборках.
Еще один вопрос: В каком возрасте начинает складываться индивидуальная структура
профессиональных интересов? Исслед. более ранних форм Бланка профессиональных интересов
Стронга показали, что поддающиеся интерпретации и устойчивые структуры интересов могут
наблюдаться у учащихся, соответствующих, в среднем, уровню X класса, при условии, что их общая
способность оценивается не ниже средней.
Связям между мерами профессиональных интересов и мерами личности посвящено большое
количество исслед. Кэмпбелл и Хансен сохранили в составе Инвентаря интересов Стронга—Кэмпбелла
две шкалы, не имеющие отношения к профессиям и являющиеся мерами академического комфорта
Hosted by uCoz