Формат пунктов Инвентаря интересов Стронга Кэмпбелла требует от тестируемых выразить
свое отношение «нравится», «не нравится» или «безразлично» к пунктам перечня профессий,
школьных предметов, видов занятий, способов развлечений и типов людей. В него тж входит раздел,
где тестируемых просят выбрать один из двух видов занятий, и раздел, где они должны выразить свое
согласие или несогласие с каждой из 14 описывающих их личность характеристик. В отличие от
Инвентаря СтронгаКэмпбелла, в инвентарях Кьюдера используются задания в формате
вынужденного выбора из трех: тестируемым нужно указать, какую из трех вещей им хотелось бы
делать больше всего и меньше всего.
В систему подсчета количественных показателей по инвентарям Стронга изначально была
заложена эмпирическая процедура сравнения ответов тестируемого на пункты инвентаря с ответами на
них членов определенных профессиональных групп. Т. о., система подсчета показателей в инвентарях
Стронга была нормативной, в противоположность ипсативной системе оригинальных инвентарей
Кьюдера. Протокол предпочтений Кьюдера оценивается по десяти шкалам интересов, состоящим из
пунктов, сильно коррелирующих между собой и слабо с др. шкалами. Формат заданий с
вынужденным выбором, используемый в инвентарях Кьюдера, делает невозможным получение высоких
или низких оценок по всем шкалам. Типичный оценочный профиль Протокола предпочтений Кьюдера
представлен одним или неск. высокими и одним или неск. низкими показателями при явном
преобладании средних.
Инвентарь интересов Стронга
Кэмпбелла обрабатывается как традиционным эмпирическим
способом (162 «профессиональные шкалы»), так и разработанным Кьюдером методом «кластеров
интересов» (23 «шкалы осн. интересов»). При использовании классификационной схемы интересов Дж.
Л. Холланда, Инвентарь интересов Стронга Кэмпбелла позволяет тж получить показатели по шести
«общим профессиональным темам». Дальнейшее сближение в способах подсчета показателей по этим
двум самым известным инвентарям иллюстрирует тот факт, что «Форма Кьюдера С: Обозрение
профессиональных интересов» оценивается теперь и эмпирически путем сравнения ответов
тестируемых с ответами членов определенных профессиональных групп.
Подобно большинству И. и. и личностных опросников, инструменты Стронга Кэмпбелла и
Кьюдера уязвимы для сознательных искажений ответов со стороны экзаменуемых. В связи с этим
кажется разумным ожидать на них более честных ответов в ситуациях профориентационного
консультирования, чем в ситуациях найма на работу, когда они используются в целях отбора.
Область измерения интересов, несмотря на доминирование в ней инвентарей Стронга
Кэмпбелла и Кьюдера, характеризуется широким разнообразием инструментов. Наиболее заметными
среди них являются факторно-аналитические инструменты, такие как Инвентарь интересов Гилфорда
Циммермана (Guilford-Zimmermann Interest Inventory)
и Обозрение интересов G-S-Z (G-S-Z Interest
Survey), а тж опросники общих интересов, к к-рым относятся Калифорнийское обозрение
профессиональных предпочтений (California Occupational Preference Survey), Обозрение
профессиональных интересов Джексона (Jackson Vocational Interest Survey)
и Обозрение
профессиональных интересов университета Огайо (Ohio Vocational Interest Survey). Кроме того,
существуют специальные опросники для детей («Что мне нравится делать» [«What I Like to Do»],
Инвентарь осведомленности о мире профессий [Career Awareness Inventory]), для лиц с языковыми
трудностями (Рисуночный инвентарь интересов Гейста [Geist Picture Interest Inventory])
и для оценки
интересов в области рабочих профессий, требующих высокой квалификации (Миннесотский инвентарь
профессиональных интересов [Minnesota Vocational Interest Inventory]). На основе теории Дж. Л.
Холланда о существовании связей между интересами и личностью разработан Инвентарь
профессиональных предпочтений (Vocational Preference Inventory). Инвентарь профессиональных
ориентации Халла (Hall Occupational Orientation Inventory)
тж разработан с опорой на конкретную
теорию личности.
Наиболее часто И. и. используются в профориентационном консультировании. Совр. подход в
области профориентации предполагает использование И. и. в сочетании с др. видами информационных
материалов, облегчающих молодым людям вступление в мир труда. До сознания консультируемых
необходимо довести одно важное различие, а именно, что интерес это не то же самое, что
способность; высокий показатель по шкале И. и. не следует истолковывать как показатель способности
достичь успеха в соотв. профессиональных областях. Поэтому профориентационное консультирование
оказывается наиболее эффективным, когда консультанты используют в своей работе наряду с
показателями тестов способностей и
И. и. школьные оценки и информ. о внешкольных занятиях
консультируемых.
|