отразиться на физ. и умственных способностях индивидуума, равно как и на его эмоциональной сфере.
Половые различия становятся заметными после рождения. Девочки обычно развиваются быстрее
мальчиков, что сказывается и на развитии мозга. Вербальные способности быстрее развивающихся
индивидуумов превосходят их пространственные способности, а медленнее развивающиеся
индивидуумы лучше справляются с задачами на оперирование пространственными образами, чем с
вербальными задачами.
В области физ. роста существует относительно упорядоченная последовательность возрастных
изменений, обусловленная преим. наследственностью. Несмотря на то, что порядок стадий физ.
развития практически одинаков у всех детей, темп развития варьирует очень широко, поэтому возраст, в
к-ром дети начинают вставать или ходить, может колебаться в пределах неск. месяцев. Половые
различия играют здесь главную роль: к 5 годам девочки опережают мальчиков примерно на 4 месяца.
Более выраженные различия между полами можно наблюдать во время предподросткового скачка
роста, к-рый появляется ближе к концу детства, начинаясь за 2 года до наступления подросткового
(пубертатного) возраста. В среднем девочки начинают быстро расти вскоре после 10 лет и достигают
пубертатного периода примерно к 12,5 годам, а к 14 годам у них начинается замедление роста. У
мальчиков в среднем скачок роста начинается примерно в 13 лет, период половой зрелости наступает в
15 лет, а в 16 лет происходит замедление роста.
Связанный с научением опыт играет столь важную роль в эмоциональном развитии, что никаких
четких различий в эмоциональном поведении представителей двух полов установить не удалось. По
мере взросления ребенка его эмоциональные особенности претерпевают значительные изменения; то же
самое происходит и с типом опыта, вызывающим эмоциональные реакции. Родительские аттитюды и
родительское поведение, культура и окружение все это важные факторы эмоционального развития
индивидуума, но не меньшее значение имеют и собственные характеристики последнего.
Честь проведения первого систематического исслед. И. р. приписывается Фрэнсису Гальтону.
Убежденный в том, что наследственность является главным фактором появления различий среди
людей, он разработал сенсомоторный тест на дифференцировку раздражителей. Этот тест был признан
первой мерой интеллектуального потенциала.
Джеймса М. Кэттелла интересовали различия между людьми в неск. областях, включ.
академическую успеваемость. Говорят, что уже в 1890 г. он использовал термин «умственный тест».
Альфред Бине пришел к изучению И. р. через свои исслед. гипноза и наблюдения за своими
дочерьми, по-разному подходившими к решению задач. Работая с Теодором Симоном, он в 1905 г.
создал первую настоящую шкалу интеллекта, составив группу когнитивных и сенсорных заданий в
целях выявления в школах Франции детей с задержкой умственного развития.
Тестовый материал и подходы к тестированию за прошедшее с тех пор время были существенно
усовершенствованы. Новые методики оценки тестовых материалов и результатов тестирования
повысили практ. ценность тестов. Именно поэтому сегодня легче выявить сильные и слабые стороны
индивидуума и включить его в самую подходящую (из существующих) для него образовательную или
тренинговую программу, отвечающую его потребностям.
Измерение является единственным способом, позволяющим определить, как один человек будет
отличаться от другого в аспектах, недоступных для прямого наблюдения.
Интеллектуальная деятельность чаще всего затрагивается в дискуссиях о средствах измерения И.
р. Интеллектуальное функционирование индивидуума зависит от унаследованного потенциала и среды,
к-рая делает возможным развитие этого потенциала. Однако IQ
не относится к таким постоянным
характеристикам, как цвет глаз. Если измерять IQ одного и того же человека в течение какого-то
периода времени, то произойдет увеличение постоянства показателей IQ. Это увеличение постоянства
может быть связано с изменениями, происходящими в результате созревания, и с опытом, улучшающим
способность индивидуума обрабатывать информ. в НС. Определенную роль в этом процессе играет и
научение, к-рое со временем восполняет ранее существовавшие пробелы в знаниях, благодаря чему
достигается некий баланс и показатели IQ становятся все более похожими.
Мн. аспекты интеллекта невозможно адекватно оценить с помощью традиционных тестов IQ, к-
рые преим. направлены на выявление способностей, наиболее релевантных обучению в школе.
Для создания точной картины интеллекта необходимо выборочное исслед. деятельности в
широком спектре способностей. Получаемые показатели отражают опыт, приобретенный
индивидуумом как в учеб. заведениях, так и за их пределами, и тесно связанный с присущими этому
индивидууму психол. особенностями.
Независимо от того, какой тест используется для измерения И. р., всегда следует помнить и о
|