определяет себя как эксперим. психологов, или как специалистов в области челов. факторов.
За пределами США И. п. занимает сильные позиции в России и Великобритании; в различных
европейских странах тж есть выдающиеся инж. психологи.
Перспективы
До тех пор пока будет продолжаться технический прогресс и будут возникать все новые и новые
процессы, требующие участия людей или используемых ими новых продуктов, будет оставаться
необходимость в И. п. или, по крайней мере, в психологах, занимающихся изучением взаимодействия
между техникой и людьми. Отличительной чертой совр. техники является автоматизация на пр-ве, в
офисах, а тж разнообразных продуктов. Возрастающая неточность или ненадежность показывает, что и
в какой степени еще можно или следует автоматизировать. Инж. психологи могут способствовать
разрешению этой проблемы, продолжая раскрывать челов. способности и ограничения (особенно
когнитивные) в опирающейся на технику деятельности, и в то же время изучая с осторожным
скептицизмом то, что умные машины могут и чего они не могут делать.
Вместе с тем перед И. п. встают новые задачи, позволяющие расширить ее поле деятельности.
Техника воздействует на челов. поведение еще в большей степени, чем на трудовые умения. Какие
чувства люди испытывают, почему они поступают так, а не иначе, и каковы их взаимоотношения с др.
на эти эмоциональные, мотивационные и соц. переменные тж оказывает влияние техника, а они, в
свою очередь, влияют на те формы, к-рые она приобретает. Поскольку эти соображения требуют
систематического изучения физ. мира техники, практически все психологи оставляют их без внимания
или, в лучшем случае, рассматривают весьма поверхностно. Представляется логичным, что И. п. или
психология совр. техники «кандидат» на заполнение этого пробела.
См. также Прикладные исследования, Человеческие факторы, Проектирование рабочих заданий
Г. М. Парсонс
Инновационные процессы (innovation processes)
Учение о нововведениях описывает процесс, посредством к-рого идеи преобразуются в новые
продукты, физ. или соц. процессы, или технологии и, в конечном сч¸те, вводятся во всеобщее
употребление. Как область исслед., изучение нововведений характеризуется сильными
междисциплинарными традициями, но тж нечетким множеством единиц анализа и ограниченным
числом интегрирующих понятий. Отчасти это объясняется тем, что феномен инновации возникает как в
частных, так и в общественных орг-циях; может длиться на протяжении ряда лет; охватывает
нововведения как в области материальной технологии, так и в сфере соц. систем; может касаться
деятельности отдельного чел., группы или орг-ции.
В соответствии с одним из наиболее распростр. представлений, процесс инновации развивается
линейным образом и состоит из ряда стадий: а) приобретение начального знания об инновации; б)
убеждение в ее преимуществах; в) решение о ее внедрении; г) поддержка этого решения. Эта
конкретная стадиальная модель приведена только в иллюстративных целях; помимо нее было разраб.
множество др. моделей.
Одним из важных дополнений явилось расширение продольного (лонгитюдного) анализа
процессов инновации для более детального рассмотрения поведения после принятия решения о ее
внедрении. Большинство ранних исслед. по инновации проводились в условиях сельского хозяйства,
где любой отдельно взятый чел. мог или воспользоваться, или не воспользоваться новым продуктом
совершенно открытым и недвусмысленным образом. Когда эта область столкнулась с изучением более
сложных инноваций в условиях орг-ции, стало очевидным, что ключевой проблемой процесса
инновации оказывается внедрение. Обнаружилось, в частности, что невзирая на положительные
решения о нововведениях, они зачастую могут прекращаться, не полностью разворачиваться, или
существенно изменяться либо приспосабливаться к текущим условиям искажающими их сущность
способами.
Сообразно с упомянутыми направлениями исслед. росло осознание того факта, что инновация
является организационным феноменом. Это осознание повлекло за собой два важных последствия: а)
увеличение интереса к организационным и ситуативным переменным, оказывающим влияние на
инновацию; б) расширение области исслед. за пределы анализа распространения инновации среди
пользователей, чтобы включить в нее и то, как разраб. инновации производителями.
Анализ собранных данных, касающихся инновационных процессов в частных фирмах, показал,
что малые фирмы являются несоизмеримо более способными к нововведениям в сфере создания и
|