воспитание» псевдопроблемой. Поведение всегда определяется совместным влиянием
наследственности и окружающей среды, и часто невыгодно тратить силы и время на определение доли
влияния той или иной составляющей. На начальных этапах окружающая среда может влиять на
развитие и генетически обусловленное поведение, а научение всегда связано с модификацией
конкретного врожденного поведения. Научение подразумевает всего лишь повышение частоты или
точности поведенческих актов, входящих в уже имеющийся у организма репертуар поведения, их
привязку к новым стимулам, установление связи с одними стимулами, а не с др., или выстраивание
определенных последовательностей поведенческих реакций.
См. также Сравнительная психология
М. Р. Денни
Интеграция личности (personality integration)
Неск. теоретиков предложили свои формулировки оптимального функционирования. Хайнц
Гартманн выдвинул концепцию автономного эго, предполагающую, что психич. развитие чел. не имеет
корней в неразумной инстинктивной жизни.
Гуманисты А. Маслоу и К. Роджерс пробудили среди психологов интерес к проблеме
оптимального развития. Маслоу изучал самоактуализацию и составил описания
самоактуализирующихся людей. Среди наиболее характерных признаков таких людей он указал
рациональное восприятие действительности, принятие себя и др., чувство независимости и способность
переносить одиночество, способность к близости и участию, обостренное моральное чувство и эмпатию
к людям.
К. Роджерс, изучая процесс психотер. и наблюдая за вызванными ей изменениями личности
клиента, развил понятие полноценно функционирующего чел. Он отметил 3 осн. признака полностью
функционирующих людей: а) они открыты для собственного опыта; б) живут в соответствии с
экзистенциальными принципами, опираясь на осознание своего непосредственного опыта; в) доверяют
своему организмическому опыту как основе собственных решений и действий.
Важный вклад в теорию компетентности сделал Р. Уайт. Его работа «Пересмотр понятия
мотивации: концепция компетентности» (Motivation reconsidered: the concept of competence)
переиздавалась множество раз, широко цитировалась, и до сих пор остается образцом построения
теории. Уайт приводит доводы в пользу того, что правильный взгляд на челов. природу требует от
психологии продвинуться дальше теории драйва (побуждений) и обратиться к понятиям положительной
мотивации как объяснениям поведения. В этой связи он предложил понятия компетентности,
мотивации и активной способности, определив последнюю как направленное, систематическое,
положительное самовознаграждающееся поведение, удовлетворяющее потребность в господстве над
окружающей средой.
Вклад эмпирических исследований
Ниже подводятся итоги трех исследовательских программ, специально посвященных изучению
эффективного функционирования. Самое раннее исслед., входившее в цикл работ Ун-та Беркли, было
проведено Ф. Бэрроном. Участниками данного исслед. стали аспиранты ун-та, оцениваемые их
профессорами и членами исследовательской группы по уровню психол. здоровья. Использовались
разнообразные методы наблюдения и измерения, включая экстенсивные поведенческие наблюдения,
самоописания, перцептивные задачи и средства измерения личности. Полученные в ходе наблюдений
данные подтвердили т. зр. о том, что оцененные высоко по уровню психол. здоровья аспиранты
выглядели достаточно гибкими, имеющими прочный контакт с реальностью, отличались высоким
самопринятием и межличностной эффективностью.
По перцептивным задачам аспиранты, отнесенные к группе с высоким уровнем психол.
здоровья, показали хорошую гибкость, устойчивость к стрессу и умеренную точность восприятия
величины. Самые интересные рез-ты были получены при анализе биографий этих участников исслед. В
ходе своей жизни обладающие здоровой личностью люди устанавливали хорошие отношения с
братьями и сестрами, вступали в прочные гетеросексуальные отношения. Они считали своих отцов
хорошими и сильными людьми, и у них довольно рано развилось умение ладить с людьми. Важная
информ. содержалась тж в мед. картах участников исслед. Люди с высокими показателями психол.
здоровья в раннем детстве не переносили серьезных заболеваний.
Исследовательская программа Дугласа Хита предполагала использование широкого набора
переменных в изучении зрелых мужчин, принадлежащих к трем различным культурам американцев,
|