контролировать и использовать свой уникальный ресурс интеллект.
См. также Когнитивные (познавательные) способности, Критерии креативности, Факторный
анализ, Общий фактор интеллекта, Наследственность и интеллект, Меры интеллекта, Шкала
интеллекта Стэнфорд-Бине, Модель структуры интеллекта, Векслеровские тесты интеллекта
Дж. П. Гилфорд
Интеракционизм (interactionism)
В своем самом широком значении термин «И.», или «интеракциональная психология»,
используется для обозначения подхода, согласно к-рому поведение совместно определяется личными и
ситуационными факторами. В др. его трактовке люди и ситуации рассматриваются как оказывающие
реципрокное воздействие. Не только ситуации способны воздействовать на поведение людей, но и люди
могут активно воздействовать на ситуации, приписывая им тот или иной смысл и выбирая, в какие
ситуации вмешиваться, а в какие нет.
Возможно, самая известная из первых интеракционистских позиций это позиция Курта
Левина, выраженная в его уравнении В = f(P, E), показывающем, что поведение есть функция личности
человека и тех аспектов среды, к-рые значимы для него в данный момент.
Др. ист. пример интеракционистского мышления дают нам работы персонолога Генри Мюррея.
Желательность интеракционистского подхода признается исследователями самых разных теорет.
ориентации, однако вопрос о том, какая именно интерпретация взаимодействий «человек х ситуация»
может быть признана приемлемой, по-прежнему вызывает разногласия. Для соц. бихевиористов
существование взаимодействий это только повод лишний раз подчеркнуть уникальность
организации поведения внутри каждого человека и, следовательно, принципиальные трудности его
предсказания. Однако, приверженцы теории черт приходят к совершенно др. выводам. Айзенк и
Айзенк, напр., отмечают, что повторение теоретически предсказываемых взаимодействий «личность х
ситуация» наблюдается довольно часто, и что подобные повторения служат аргументом против
утверждения об уникальной организации поведения внутри каждого человека. Поэтому для
сторонников теории черт повторяющиеся взаимодействия между измеряемой чертой личности и
ситуативной переменной как раз показывают, что по измеряемым чертам личности могут делаться
точные предсказания.
Целый ряд событий можно рассматривать как надежные признаки популярности И. в наши дни.
Бесспорно, расширение применения эксперим. планов со мн. независимыми переменными и
использования методов дисперсионного анализа, наблюдавшееся в 50-е гг., было связано с принятием
мн. исследователями интеракционистской т. зр. Кронбах в своей президентской речи на ежегодном
съезде Американской психол. ассоц. призывал к изучению взаимодействия «способность х
воздействие», чтобы ликвидировать исторически сложившийся разрыв между эксперим. и
корреляционной традициями в психологии, и этот призыв был услышан. В 1968 г. фронтальную атаку
на понятие и способ измерения черт личности предпринял У. Мишел, утверждавший среди прочего и
то, что ситуационные детерминанты оказывают значительно более заметное влияние на поведение,
нежели индивидуальные различия. В последующем споре между ситуационалистами и защитниками
теории черт выяснилось, что вопрос о «величине дисперсии» («amount of variance»)
оказался
псевдопроблемой и мн. участники этих дискуссий пришли к примирению на основе
интеракционистской позиции. Сам Мишель в более поздних публикациях неск. смягчил свою критику,
отметив, что «создавать псевдопротиворечия, противопоставляя человека ситуации только ради того,
чтобы убедиться в том, что важнее, пустая трата времени. Ответ на этот вопрос всегда зависит от
того, о каких ситуациях и о каких людях идет речь».
См. также Социальная психология
Т. Блэсс
Интербихевиоральная психология (interbehavioral psychology)
И. п. резко расходится с традиционными подходами к пониманию психол. событий. Согласно
превалирующему дуалистическому взгляду, человек состоит из двух нередуцируемых сущностей:
видимой части, или тела, и невидимой части, или души. Еще более материалистическая т. зр.
классический бихевиоризм отвергает понятие психики (разума) и приписывает психол. активность
мозгу.
|