возведения И. в ранг самой высшей функции, а отводимая ей роль колеблется от обычного сознавания
существования до схватывания окончательных истин. Однако Марио Бунге отвергает все т. зр. на И.
Согласно ему, рассматриваемый феномен является просто быстрым умозаключением. Т. о., в
философских кругах нет единодушия относительно природы И. или же законности процесса либо
феномена, к-рые так называются.
Психологические концепции интуиции
В психологии данный термин тж употребляется достаточно широко, что отражает философские
споры, ведущиеся вокруг этого понятия. При обсуждении И. самоочевидных истин, Герман Гельмгольц
доказывал, что И. представляет собой быстрые бессознательные умозаключения, формулируемые на
основе обыденного опыта. Представление о схватывании событий как целостностей посредством И.,
отстаиваемое гештальтистами, противопоставлялось позиции ассоцианистов, к-рые доказывали, что
целостности строятся путем умозаключений из отдельных сенсорных данных. На заре этих споров
позиции противостоящих сторон были довольно ясны: интуитивисты делали упор на постижении,
понимании и схватывании явления во всей полноте, а психометристы стремились к успешным
предсказаниям. Первая позиция являлась ученым, эстетическим пониманием индивидуальности, тогда
как вторая отличалась практ. направленностью и основывалась на движении психол. тестирования и
изучении индивидуальных различий. В принципе, есть основания считать, что у этих двух позиций нет
ничего общего и поэтому их противопоставление лишено смысла. Но их очевидные отличия со
временем стерлись, и клинические (интуитивные) методы оказались противопоставленными
статистическим (психометрическим) методам в задаче прогнозирования. Почти при всех
обстоятельствах статистический метод оказался равноценным или превосходящим клинический в этой
задаче. Однако не было проведено никакой оценки (возможно, и не может быть проведено) глобального
понимания или схватывания личности во всей ее полноте. Если бы цели этих двух методов оставались
столь же различными, как это было первонач., то, возможно, не возникло бы и никакой полемики.
Основные теории
К. Юнг представлял И. как одну из четырех психич. функций другими были ощущение,
мышление, и чувство, к-рая в большей или меньшей степени развита у всех людей. И.
сконцентрирована на усмотрении возможностей, следствий, и принципов за счет деталей. И. может
существовать в интровертированной или экстравертированной форме, помогая интуитивным
интровертам находиться в особенно близком контакте с архетипами, а интуитивным экстравертам
особенно хорошо понимать внешние события, такие как политика, бизнес или соц. отношения.
Самая свежая работа в этой области отличается всесторонним охватом. Бастик провел обзор
большого ряда определений и описаний И. в разнообразных областях и вывел 20 различных свойств,
таких как эмоциональная вовлеченность, быстротечность, эмпатия и субъективная достоверность,
указав, что они являются характеристиками данного процесса. Он предполагает, что в этих свойствах И.
контрастирует с логикой, требующей сознательного пошагового анализа, независимого от эмоций и
прошлого опыта думающего. Но Бастик доказывает, что мышление, к-рое обычно наз. логическим или
аналитическим, переплетено с интуитивными процессами и не может существовать независимо от них.
По-видимому, среди психологов распространены два широких взгляда на И. Во-первых, И.
понимают как решение задач или вынесение суждений на основе данных и/или процессов, к-рые
являются неформальными, нечетко выраженными или же неясными. Критерий точности,
правдоподобия, или ценности обычно подразумевается, а иногда задается в явной форме; высказанное
наобум предположение не принято расценивать как проявление И. Во-вторых, И. понимают как
когнитивный / эмоциональный шаг, выводящий субъекта за пределы суждения, принятия решения или
научения в целях достижения полного понимания и оценки индивидуальности, ситуации или сути
предмета, иногда с эстетическим компонентом, и зачастую существенно изменяющий его
феноменальное поле.
Эмпирические исследования интуиции
Большинство эмпирических работ, в к-рых используется понятие И., были нацелены скорее на
изучение результатов принятия решений или оценок, нежели на исслед. самого интуитивного процесса.
Тем не менее, существуют работы, в к-рых этот процесс либо его стороны или корреляты выбираются в
качестве осн. предмета исслед.
Одно из направлений исслед., возникшее более 50 лет назад, занимается изучением «хороших
знатоков людей» («good judge of personality»)
и сосредоточено на выявлении характеристик людей,
проявлявших особую точность в оценке других. Эти исслед. соц. оценки достигли высшей точки в
работе Нисбетта и Росса, посвященной успехам и неудачам интуитивной соц. оценки в широком
|