В одном из ранних возрастных исслед. старшие дети воспроизводили на стадии тестирования
примерно столько же ранее заученных предложений, в к-рых подразумевалось присутствие
инструмента (напр. ложечка), сколько и предложений с его явным присутствием; младшие дети,
напротив, вспоминали больше предложений с явным присутствием инструмента, демонстрируя тем
самым меньшую склонность делать выводы.
Использовались тж более традиционные типы тестов памяти. Было обнаружено, в частности, что
ученики от младших к старшим классам начальной школы демонстрировали растущую тенденцию не
только к воспроизведению подразумеваемых слов (напр. птица из такого заучиваемого предложения: «В
кормушке были съедены все зерна»), но и к употреблению подразумеваемых слов-ассоциаций в тесте
парных ассоциаций.
Подверженность И. с. в п. продемонстрировали как обычные, так и одаренные учащиеся
начальной школы. В одном из исслед. использовались т. н. «предвосхищающие» (forward-consequence)
умозаключения. Нек-рое действие или событие подразумевалось, но не являлось логически
неизбежным, напр. как в следующей истории: «После долгого сна львица почувствовала себя голодной.
Она отправилась на охоту и нашла небольшое стадо антилоп. Они паслись в очень высокой траве».
Обычные учащиеся обнаружили сильную тенденцию (от 50% и более ошибок) отвечать верно на
вводящие в заблуждение пункты теста, предназначавшегося для измерения И. с. в п. (напр. «Львица
убила и съела антилопу»). Не было обнаружено к.-л. улучшений результатов в диапазоне от второго до
шестого класса. Одаренные учащиеся продемонстрировали нек-рое улучшение (снижалось число
ошибок), но только на уровне шестого класса.
Эти результаты резко не соответствуют предсказуемому неуклонному снижению процента
ошибок при выполнении теста на фактуальные знания (factual test),
обнаруживаемому с переходом
детей в более старшие классы. Примерами последнего типа являются «Львица проснулась голодной и
отправилась на охоту», к-рый был, разумеется, верным, и «Львица разбудила льва, чтобы пойти на
охоту», к-рый был неверным. Этот вид улучшений с возрастом продемонстрировали обе категории
учащихся, и столь же отчетливо в отношении этих пунктов демонстрировалось ожидаемое
превосходство одаренных детей.
В только что описанном эксперименте все утверждения из теста на инференциальное смещение
должны были оцениваться как неверные, поскольку испытуемых специально инструктировали отвечать
в полном соответствии с рассказанным. Степень, в к-рой все же проявилась подверженность И. с. в п.
(лишь одаренные шестиклассники оказывали ему сколько-нибудь заметное сопротивление, в основном
правильно реагируя на пункты этого теста как на неверные), говорит о действительно широкой
распространенности такого рода фактора, оказывающего влияние на память. Эти результаты тж
свидетельствуют о необходимости разработки новых методов обучения для ограничения его влияния
или, в более широком смысле, стимулирования школьников к распознанию этого и др. типов
умозаключения при помощи соотв. описаний, объяснений и упражнений.
См. также Забывание, Память, Каноны Милля, Избирательное внимание
М. Маркс
Инцест (incest)
И. широко истолковываемый термин для обозначения сексуального поведения людей,
состоящих между собой в любой степени родства, за исключением супружества. Вне этого общего
консенсуса, определения И., содержащиеся в законах различных штатов и приводимые экспертами,
различаются между собой по двум аспектам: характеру поведения индивидуумов и степени их родства.
Согласно нек-рым определениям, к И. следует относить лишь вагинальные и анальные половые
акты; др. определения включают в понятие И. тж орально-генитальные контакты и даже стимуляцию и
обоюдное обнажение гениталий. Вследствие таких расхождений, в особенности по данным обзоров
исследовательских работ, трудно оценить распространенность различных типов И. вне зависимости от
их определения. Далее, любое сравнение данных ослабляется выраженной тенденцией со стороны
жертв скрывать факт И. тенденция, наблюдаемая тж при изнасиловании. Сравнение последних
обзоров показывает, что наиболее распространенным является И. между сиблингами он составляет
1015% от общего количества сообщаемых случаев И., когда его определяют широко, включ. и
несистематические сексуальные контакты, и когда опрашиваются большие случайные (unselected)
выборки населения.
Если же исследовать историю только тех лиц, к-рые уже сообщили о факте И., то наиболее
|