достигаться все более и более тонкая дифференцировка. В нек-рых случаях, однако, эта
дифференцировка может не только нарушиться, по и привести к развитию у подопытного животного
экспериментального невроза.
Расширение сферы обусловливания
В приведенных примерах обусловливания БРЗ всегда был связан с соотв. врожденной БР. УРЗ,
благодаря сочетанию с БРЗ, приобретает способность вызывать реакцию этого общего типа.
Логическим продолжением принципов обусловливания является исслед. возможности использования
УРЗ в качестве БРЗ для выработки новой УР. Эта процедура, назв. выработкой условных рефлексов
высших порядков, была впервые разраб. в лаборатории Павлова и получила свое дальнейшее развитие в
работах др. исследователей. Процесс в целом оказался успешным. Были продемонстрированы даже
возможности распространения принципов обусловливания за пределами этого первого шага, где второй
или новый УРЗ использовался для выработки третьей УР. Это означает, что обусловливание не
ограничивается использованием врожденных БРЗ.
Сенсорное предобусловливание служит дальнейшим распространением принципов
обусловливания. В этой ситуации два раздражителя, каждый из к-рых по отдельности не предсказывает
появления БРЗ, напр. свет и звук сначала сочетаются между собой; затем один из них
используется в качестве УРЗ для выработки реакции, такой как отдергивание ноги на удар
электрическим током (БРЗ). После того как связь оказывается сформированной, реакция отдергивания
ноги будет вызываться др. из двух сочетавшихся в ходе предварительного обусловливания
раздражителей. Рез-ты такого рода исслед. свидетельствуют о том, что принципы или правила этого
процесса оказываются теми же, что и у обычного обусловливания. Как и в случае выработки условных
рефлексов высших порядков, сенсорное предобусловливание знач. расширяет возможности
обусловливания в качестве детерминанты поведения.
Одно из эмпирических свойств выработанной в лабораторных условиях УР состоит в том, что,
будучи однажды сформированной, она в отличие от мн. др. приобретенных навыков обладает
довольно высокой устойчивостью к процессу забывания. Представляется вероятным, что столь высокая
сопротивляемость забыванию является искусственным следствием самих эксперим. программ.
Клиническое применение обусловливания
Поскольку сущность обусловливания заключается в изменении характера реагирования на нек-
рое стимульное событие, его ценность как терапевтического инструмента для устранения
нежелательных реакций была осознана очень рано. Мэри Кавер Джоунз смогла устранить детскую
реакцию страха на белого кролика посредством того, что она назвала процессом контробусловливания.
Вызывающее страх животное помещалось в комнате на нек-ром расстоянии от сидящего ребенка, к-
рому в это время предлагали вкусную пищу, служившую в качестве вызывающего положительную
реакцию БРЗ. Процедура получила назв. контробусловливания в отличие от простого угашения,
поскольку этот БРЗ вызывает реакцию, противоположную реакции страха.
Модификация этого метода, получившая назв. процедуры систематической десенсибилизации,
подразумевает постепенное введение вызывающего страх стимула без БРЗ. С теорет. т. зр. это является
простым угашением.
Влияние классического обусловливания на психологическую теорию
Неизбежным последствием употребления УРЗ стал сдвиг в объяснении причин поведения от
инстинктов к факторам среды. Урок, полученный в лабораторных экспериментах по обусловливанию,
по-видимому, состоял в том, что реакцию на любой раздражитель можно подвергнуть модификации, а
старую заменить новой посредством соотв. сочетания УРЗ и БРЗ. Уотсон использовал это понятие для
атаки на доминировавший в то время подход к объяснению большей части поведения с позиции теории
инстинктов.
Павлов был физиологом, а не психологом, и его интерпретация процесса обусловливания
использовала полученное поведение как отображение нервных процессов, протекающих в коре
головного мозга. В своей трактовке этих «психич. рефлексов» его теория имела параллели с теорией
русского физиолога XIX в. И. М. Сеченова о физ. или телесных рефлексах. Обусловленное поведение
представлялось функцией двух противоположных процессов возбуждения и торможения с
возбуждением, возникавшим гл. обр. вследствие сочетания УРЗ с БРЗ, и торможением, возникавшим
вследствие предъявления одного только УРЗ, а величина УР определялась суммацией этих двух
независимых нервных процессов. Эти понятия с тех пор закрепились и постоянно возникают в той или
иной форме в совр. теорет. психологии. Понятия возбуждения и торможения лежат в основе разраб. в
1943 г. Кларком Л. Халлом влиятельной теории поведения, к-рая породила огромное количество исслед.
|