Navigation bar
  Print document Start Previous page
 453 of 1766 
Next page End  

Конференция в Боулдере рекомендовала базовый учеб. план по клинической психологии, к-рый
«должен был быть организован т. о., чтобы и диагностические и терапевтические методики давались в
неразрывной связи с теориями личности и поведения». На конференции предлагалось включить в
базовый учеб. план следующие дисциплины:
1) физиология человека;
2) теория личности;
3) возрастная психология;
4) общественные отношения;
5) психопатология;
6) оценка личности;
7) клиническая медицина и клиническая психиатрия;
8) психотерапия и коррекционные процедуры;
9) методология клинических исследований;
10) профессиональные и межпрофессиональные отношения;
11) ресурсы и организация общины (community);
12) практикум и интернатура.
Новая общая докторская программа подразумевала не менее 4 лет аспирантской работы. За этот
период нужно было написать курсовую работу по общей и клинической психологии, пройти практикум,
включающий год работы в интернатуре, а тж завершить исслед. по теме обязательной докторской
диссертации.
Необходимость в квалифицированных клинических психологах растет, и более заметными
становятся проблемы, связанные с самой моделью их обучения. Уже на конференции в Боулдере были
высказаны нек-рые сомнения относительно достижимости поставленных научно-практических целей.
Затем в последующие десятилетия поднимался вопрос, могут ли в действительности оба комплекса
личных качеств и способностей — ученого и клинического врача — «сосуществовать» в одном
человеке. Как свидетельствует опубликованная характеристика участников клинических программ, все
чаще лица, обучающиеся по этим программам, намного больше интересуются клинической практикой,
чем исслед.
В конце 60-х появилась новая модель подготовки специалистов, к-рая предшествовала и,
возможно, явилась стимулом проведения конференции в Вэйле (Vail),
в 1968 г. в ун-те Иллинойса
была введена докторская программа, предполагавшая присуждение степени д-ра психологии (Psy.D).
Программа обучения клинической психологии по этой программе была отлична от предыдущей, в
рамках к-рой готовились доктора философии, т. к. она была направлена на подготовку клинических
врачей-практиков, а не ученых. В новой программе акцент делался на прикладные курсы, посвященные
различным методам оценки и вмешательства, деятельности по охране психич. здоровья населения и т. п.
Было отменены жесткие требования докторской (Ph.D)
диссертации, однако занятия, посвященные
оценке и аналитическому обзору исслед., остались частью программы.
После 1968 г. неск. ун-тов стали присуждать степень д-ра психологии. В рамках нек-рых ин-тов
программа получения докторской степени по психологии осуществляется отдельной структурой,
независимой от факультета психологии. Др. явлением стали профессиональные школы психологии. К
началу 80-х гг. появились профессиональные школы, полностью независимые от действующих ун-тов.
Большинство из них предлагают степень д-ра психологии, хотя нек-рые сохранили и степень д-ра
философии.
Такие школы обычно имеют очень небольшой штат сотрудников, работающих полный рабочий
день; они полагаются прежде всего на привлечение специалистов-профессионалов на условиях
неполной занятости.
Что касается программ получения степени д-ра философии в области клинической психологии,
то здесь в первый год студент проходит курсы статистики, клинической оценки, теории личности и
семинары по теме магистерской диссертации. Второй год обучения составляют психопатология,
введение в психотер., практикум и завершение работы над магистерской диссертацией. Третий год
посвящен практикуму повышенного типа (на должностях младшего персонала (clerkship),
курсам по
выбору, истории, теории систем и исслед. по теме диссертации. Наконец, на четвертом году соискатели
проходят обучение в интернатуре в течение полного рабочего дня. Однако, как отмечалось выше, эти
идеальные временные рамки соблюдаются редко: большинству соискателей требуется 5 и более лет,
чтобы завершить обучение по программе.
Не существует двух похожих программ получения докторской степени по клинической
Hosted by uCoz