жестикуляцией, лицевой экспрессией и т. п.). Продуктами могут быть элементы, классы, отношения,
системы, преобразования и импликации. Гилфорд попытался дать строгие определения этим
категориям, к-рые в сочетаниях позволяли выделить по меньшей мере 120 различных факторов. В силу
ряда технических соображений не все исследователи в данной области приняли модель Гилфорда,
однако она оказалась полезной в качестве руководства в дальнейших исслед., и Гилфорд утверждает,
что на сегодня идентифицировано примерно 100 независимых факторов способностей.
С т. зр. факторного анализа то, что измеряется любым конкретным тестом, м. б. либо
единичным, «чистым» фактором когнитивной способности, либо конгломератом неск. таких
способностей.
В 70-х гг. ряд когнитивных психологов воскресили из фактического забвения исслед. тех
простейших когнитивных функций, к-рые изучались Дж. Кэттеллом и др. в конце XIX в. в качестве
возможных мер интеллекта. Совр. уровень технологии и использование микрокомпьютеров
предоставляют для этого новые возможности.
Клинические подходы
Ж. Пиаже крупнейший исследователь К. с., использовавший преим. клинический подход. Его
в большей степени интересовало изучение способностей как универсальных характеристик Homo
sapiens и их развитие на протяжении всей жизни чел., особенно в период детства. Осн. методом были
индивидуальные беседы с детьми, в ходе к-рых им задавались вопросы, направленные на выяснение их
знаний и представлений об окружающем мире; тж использовались б. или м. стандартизованные
когнитивные задачи, такие как просьба расположить палочки по размеру или предположить высоту
уровня воды в сосуде узкого диаметра после того, как она будет перелита из более широкого сосуда.
Психологи дискутировали по поводу того, имеют ли те виды К. с., к-рые изучал Пиаже и его
коллеги, к.-л. отношение к факторам интеллекта, изучаемым психометристами с помощью более
формальных тестов. Скорее всего, да, однако К. с. в понимании Пиаже лучше всего рассматривать как
подвиды индуктивных, дедуктивных и пространственных способностей, исследуемых
психометристами. Степень развития этих способностей у различных детей, по-видимому, достаточно
хорошо отражается в показателях общего интеллекта.
Клинический подход в изучении К. с. использовался тж русским психологом А. Р. Лурией в его
исслед. развития познавательных функций у представителей различных, преим. необразованных, групп
населения в бывшем Советском Союзе в 1932 г., результаты к-рых изложены в книге «Историческое
развитие познавательных процессов», и в его исслед. нарушений умственных способностей при афазиях
и др. локальных поражениях головного мозга. В более поздних исслед., используя наборы
неформальных когнитивных тестов, описанных в его книге «Высшие корковые функции человека»,
Лурия разраб. теорию мозговой организации когнитивных функций.
Развитие и снижение когнитивных способностей
Для «среднего» человека, по-видимому, будет справедливым утверждение, что все К. с.
развиваются постепенно; их развитие начинается с момента рождения или чуть позже и продолжается
до 2022 лет, хотя, возможно, идет разными темпами. Т. к. крайне трудно установить абсолютные
шкалы или метрики для различных способностей, то столь же трудно сравнивать способности по их
темпам развития. Однако вряд ли нужно сомневаться в существовании значительных индивидуальных
различий в темпах когнитивного развития, касающихся как общей способности, так и более
специализированных способностей.
Доказательства возможного снижения К. с. в период взрослости и старости пока нельзя считать
окончательными. В целом психологи сообщают о том, что «кристаллизованные» (crystallized)
способности, напр. измеряемые тестом «Словарь», хорошо сохраняются в пожилом возрасте или
обнаруживают лишь незначительное снижение, тогда как «флюидные» (fluid)
способности, такие как
способность к логическим выводам, обнаруживают в среднем нек-рый спад, особенно если когнитивная
задача требует быстрого реагирования. Интерпретация этих данных представляется затруднительной
из-за возможного пересечения различий среди возрастных групп с культурными и образовательными
различиями. Мн. людям старческого возраста удается сохранить нормальный уровень К. с., к-рый они
демонстрировали в период взрослости.
Источники индивидуальных различий
Главную заботу психологии составляет выяснение того, в какой степени индивидуальные
различия определяются биолог. (генетическим) фактором через процессы естественного созревания и в
какой опытом взаимодействия со средой через каналы формального обучения, воспитания,
тренировки и стихийного научения. Эта проблема встает с особой остротой в связи с К. с.
|