К. наз. предполагаемое зловредное воздействие одного чел. на другого при помощи магических
средств. Антропологи иногда отличают К. от магии или волшебства; волшебство подразумевает
сознательно практикуемую деятельность, тогда как К. является простым использованием не
обязательно сознательным сверхъестественной силы. В западноевропейской традиции К. обычно
включает в себя оба этих понятия.
Попытки заниматься К. могут рассматриваться как форма агрессивного поведения, способного
(при наличии знаний) причинить реальный ущерб жертве. Это подразумевает использование процессов,
связанных с психосоматическими расстройствами. Наиболее доступными изучению являются
обвинительные процессы против предполагаемых ведьм. Историки изучали волны таких
обвинительных процессов в Западной Европе и колониальной Америке.
См. также Защитные механизмы, Суеверие
И. Л. Чайлд
Колумбийская шкала умственной зрелости (columbia mental maturity scale)
К. ш. у. з. (CMMS), разработанная в Колумбийском ун-те, предназначена для детей в возрасте от
3,5 до 10 лет и состоит из 92 заданий, напечатанных на карточках размером 6
x
9 дюймов. Каждое
задание измеряет умения классифицировать рисунки и геометрические фигуры. Ответы на задания
представлены в форме множественного выбора: ребенка просят указать на картинку или
геометрическую фигуру, которая не подходит к другим, изображенным на данной карточке. Задания
сгруппированы в 8 перекрывающихся уровней, каждый из которых содержит от 56 до 65 заданий.
Испытуемые проходят один из этих уровней, назначаемый в зависимости от их хронологического
возраста. Тест проводится индивидуально и занимает от 15 до 20 мин.
Несмотря на обнаруженные значимые корреляции между CMMS и индивидуальными тестами
интеллекта, CMMS не может использоваться в качестве их заменителя, поскольку она измеряет лишь
один из аспектов интеллектуального функционирования.
См. также Меры интеллекта, Невербальные тесты интеллекта
Г. Робертсон
Командная деятельность (team performance)
Качество К. д. зависит от компетентности и мотивации группы. Компетентность группы зависит
не только от индивидуальных навыков и способностей включенных в нее лиц, но и от распределения в
группе наличного потенциала каждого ее члена, распределения ролевых заданий и организации
согласованного распределения ролей и индивидуальных возможностей. Б. М. Басс предложил модель,
устанавливающую причинные связи К. д. с различными характеристиками группы, ее членов и
происходящих в ней процессов. Нек-рые из наиболее важных причинных связей позволяют сделать
полезные обобщения в отношении того, что обусловливает динамику группы и способствует ее
эффективной работе.
Именно процессы взаимодействия определяют то, как выполнение заданий отдельными членами
группы способствует выполнению групп. задания. Исслед. 224 команд управленцев, проведенное
Бассом и его коллегами, убедительно показало, что согласованность взаимодействия ведет к
эффективности К. д., тогда как нарушение процессов взаимодействия снижает эффективность группы.
В случае аддитивных задач, таких как «мозговой штурм», лучшие рез-ты, с т. зр. их количества и
качества, получают в том случае, когда объединяют идеи отдельных людей, работающих в одиночку,
нежели тогда, когда те же люди осуществляют «мозговой штурм» в группах. Однако в случае
дизъюнктивных задач (заданий, рез-том выполнения к-рых является к.-л. единственный групп.
продукт), особенно если они сложные, вероятен эффект совместной деятельности. Групп. рез-т будет
превосходить рез-т деятельности среднего члена группы, хотя необязательно будет столь же хорошим,
как рез-т ее лучшего члена.
Мн. исслед. показывают, что группы, члены к-рых придерживаются разных систем ценностей,
различаются по интересам, способностям и заботам, проявляют более выраженную конфликтность и
креативность в процессе взаимодействия, чем однородные группы. Др. факторами, влияющими на
процессы внутригруппового взаимодействия, являются численность группы и соответствие внутри
группы статуса, авторитета и способностей у каждого ее члена.
Условия, в к-рые поставлена рабочая группа, определяют ее характерные особенности. Напр.,
|