тренинг коммуникативных навыков и межличностных отношений и К. по вопросам карьеры.
См. также Образование консультанта, Директивное консультирование
Дж. Л. Стоун
Консультирование по вопросам досуга (leisure counseling)
К. по в. д. появилось как специализация в рамках профессии консультанта лишь в 70-е гг. вместе
с собственной литературой, профессиональными журналами и практикующими специалистами. Здесь
все еще недостает как независимой теорет. базы, так и надежной исследовательской поддержки
развиваемых концепций, хотя сейчас положение начинает улучшаться. К. по в. д. занимались
представители двух профессиональных групп: одни занимались изучением досуга (включ.
терапевтическое восстановление сил), а др. собственно консультированием. Существовала тенденция
воспринимать поведение в сфере досуга как вопрос выбора конкретных занятий, не рассматривая досуг
с т. зр. психол. значения этих занятий для индивидуума.
Возможно, что совр. интерес к К. по в. д. отчасти может быть связан с ростом обеспеченности в
Западной Европе и Северной Америке и ослаблением этики протестантизма как источника
индивидуальных и соц. ценностей. В прошлом, когда осн. часть населения земного шара бедствовала,
работа всячески превозносилась, а досуг осуждался. Теперь мы все больше и больше обращаемся к
досугу как к главному источнику смысла жизни и получаемого от нее удовлетворения. Это особенно
верно для людей, к-рым их работа кажется неинтересной и не несущей в себе внутреннего смысла. К
сожалению, это именно те люди, занятиям к-рых и в сфере досуга часто недостает разнообразия,
соревновательного отношения и личного смысла.
Определения досуга
В литературе можно встретить по меньшей мере четыре категории дефиниций досуга, хотя
понятийно они частично перекрывают друг друга. Дефиниции по остаточному принципу (residual
definitions)
рассматривают досуг как нечто, что чел. делает в оставшееся у него после завершения
необходимой для жизни деятельности время. Дефиниции, соотнесенные с деятельностью (activity-
related definitions), определяют досуг через тип деятельности, в к-рую чел. вовлечен. Под досугом
понимают одни виды деятельности, в то время как др. определяют как работу, независимо от того, в
каком контексте они встречаются.
Дефиниции, соотнесенные с работой (work-related definition), отражают структуру ценностей
рабочей этики протестантизма. Первый тип досуга получил название взаимодополняющего
(complementary), или побочного (spillover), когда характер досуговой деятельности чел. имеет сходство
с характером его трудовой деятельности. Второй тип досуга был назван дополняющим (supplemental),
когда в качестве досуговых занятий сознательно выбираются занятия, совершенно отличающиеся от
круга рабочих обязанностей. Компенсаторный досуг относится к тем занятиям, придуманным для
снижения либо устранения стрессов или напряженных состояний, к-рые индивидуум испытывает в
повседневной жизни.
Психол. дефиниции досуга скорее подчеркивают значение досугового опыта для индивидуума,
чем тот тип деятельности, в к-рую он вовлечен, или же ее отношение к к.-л. иной деятельности.
Ньюлинджер определяет досуг как состояние души пребывание в согласии с самим собой и с тем,
что ты делаешь. Его концепция досуга построена на двух биполярных конструктах: свободе
ограничении и внутренней мотивациивнешней мотивации.
Потребности и мотивы досуга
Мн. теоретики в области психологии личности, занимая разные позиции, тем не менее отмечают
в качестве осн. жизненной задачи развитие человеком чувства компетентности, мастерства и
самоэффективности. Обнаружено, что люди выбирают те виды деятельности, в к-рых они
воспринимают себя как компетентных, т. к., принимая участие в подобных видах деятельности, они
повышают чувство компетентности и усиливают ощущение свободы. Кроме того, приобретение новых
досуговых навыков (предполагающее минимальную и затем возрастающую компетентность) улучшает
представления чел. о себе, тогда как занятия, ограниченные имеющимися навыками, лишь
поддерживают уже существующую Я-концепцию.
Были обнаружены тж др. потребности и мотивы досуга. Оказалось, что людей мотивирует
потребность в оптимальном возбуждении и непостоянстве или то, что можно назвать «ценностью
новизны». Конечно же, уровень оптимального возбуждения отличен у разных людей, но удовлетворить
эту потребность может каждый, участвуя в досуговой деятельности. Кроме того, досуговые занятия
|