т. е. когда среднее, дисперсия и/или структура автокорреляции изменяются во времени.
Модели вмешательства
В психол. исслед. часто возникает необходимость оценить эффективность вмешательства. Если
данные собирались через равные интервалы до и после воздействия на некий элемент выборки, напр.
чел., группу или округ, нередко представляется полезным статистически описать наблюдаемый эффект
и проверить его статистическую значимость. Есть две осн. стратегии анализа таких эффектов.
Первый подход дает легко интерпретируемый результат и потому весьма полезен. Он
предполагает идентифицирование общепринятой модели временного ряда на полученных до
вмешательства данных. Производится оценка параметров модели, а затем делаются предсказания
относительно поведения, ожидаемого после вмешательства. Эти предсказания осн. на предположении,
что характер процесса до вмешательства не изменится и после вмешательства. Когда после
вмешательства обнаруживается несоответствие между предсказываемыми и наблюдаемыми
значениями, различие можно статистически оценить. Если различие статистически значимо, это служит
доказательством того, что наблюдаемое изменение связано с вмешательством. Поскольку
статистический критерий различия можно вычислить для каждой точки временного ряда после
вмешательства, нетрудно определить тот момент, когда данное вмешательство начинает вызывать
эффект.
Второй гораздо чаще используемый подход предполагает оценивание и проверку эффекта
вмешательства. Связанная с применением этого подхода трудность заключается в том, что «эффект»
вмешательства часто бывает комплексным; поэтому в данном случае целесообразно рассматривать
паттерн эффекта, а не его среднее различие.
Двумерный анализ
А. в. р. можно использовать при изучении связей между двумя или большим числом временных
рядов. Существует неск. видов корреляции между временными рядами (наз. иногда кросс-корреляцией),
поскольку существует множество вариантов временного запаздывания изменений двух рядов. Цель
исслед. таких корреляций выяснение того, какой из двух рядов будет «ведущим».
См. также Корреляционные методы
Б. И. Хьютема
Анализ заданий (item analysis)
Осн. цель А. з. предоставить информ. о том, насколько адекватно функционируют
составляющие тест задания (или пункты). Эта информ. может затем использоваться для повышения
надежности и валидности теста путем редактирования или удаления слабых заданий. А. з. теста
достижений может тж предоставлять диагностическую информ. о том, что знают и чего не знают
экзаменуемые, и потому быть основой планирования обучения и пересмотра учеб. программ.
Информ., получаемая в рез-те А. з., м. б. рациональной (оценочной) или эмпирической
(статистической). Рациональный А. з. предполагает тщательное изучение каждого задания для
определения того, является ли его содержание точным, соотв. спецификациям к тесту, свободным от
культурных или др. предубеждений и отвечающим стандартным требованиям, к-рые предъявляются к
составлению тестовых заданий. Этот подход характерен для А. з. критериальных тестов достижений, но
может применяться и к тестам, осн. на статистических нормах.
Эмпирический А. з. состоит в вычислении одной или неск. статистических мер
функционирования задания, включая индекс трудности задания, индекс различительной способности
(валидности) задания и ряд мер функционирования дистракторов. Индекс трудности (p) задания
рассчитывается довольно просто как доля тестируемых, давших правильный ответ на данное
задание. Оптимальный индекс трудности варьирует в зависимости от цели теста и типа задания.
Процедура определения индекса способности задания различать испытуемых на основе
получения ими различных оценок по критериальной переменной зависит от характера критерия и типа
теста. Типичными внутренними критериями для теста достижений являются суммарные показатели по
этому тесту, к-рые ранжируются и делятся на верхнюю (U) и нижнюю (L) группы. В случае, если тест
ориентирован на статистические нормы, эти две группы обычно состоят из испытуемых,
представляющих верхние 27% и нижние 27% распределения суммарных показателей по данному тесту.
Затем для каждого задания по формуле D = р
U
p
L
рассчитывается индекс различительной
способности (D), где р
U
и р
L
доли испытуемых, правильно выполнивших данное задание, в верхней и
нижней группах соответственно. При внешнем критерии, таком как оценки выполнения работы или
|