хранилищем. Продолжительность сохранения информ. в КП колеблется от 20 с до 1 мин. Перевод
информ. из КП в более прочную ДП производится в процессе повторения или заучивания материала.
КП крайне уязвима к воздействию различных факторов. Следы в КП быстро угасают с течением
времени и под влиянием интерференции с конкурирующей акустической (сходными звуками) или
семантической (сходными значениями) информ.
Распространенные лабораторные задачи, используемые для изучения КП, заключаются в
предъявлении списков чисел, букв или слов, за к-рым сразу следует подсчет числа правильно
запомненных элементов. Существует неск. типов этих задач: задачи с отвлечением внимания, задачи
без отвлечения внимания, или зондирующие задачи, и парные ассоциации. В зависимости от временных
или пространственных параметров, используемых в конкретном эксперименте, эти задания
способствуют либо угасанию мнемического следа, либо разным формам интерференции.
Несмотря на то что КП имеет ограниченный объем, исследователи обнаружили, что этот объем
может быть увеличен посредством организации блоков (chunking). Т. е. каждый из шести или семи
элементов, к-рые мы в состоянии запомнить, могут выполнять роль категорий более высокого порядка
для шести или семи др. элементов или членов этой иерархической категоризации. Однако, как
оказалось, образующиеся в КП блоки отличаются гораздо большей неустойчивостью, чем
иерархическая категоризация в ДП.
Хотя сходство и осмысленность запоминаемых элементов прежде всего относят к
характеристикам стимульного материала, к-рые могут служить причиной интерференции, к ним тж
можно отнести последовательное размещение элементов. Проактивная интерференция служит
причиной того, что ранее усвоенный материал вызывает ухудшение запоминания новых сведений, в то
время как ретроактивная интерференция служит причиной плохого воспроизведения ранее выученного
материала из-за недавно заученной информ. Эффекты интерференции элементов можно наблюдать при
воспроизведении списков элементов. Здесь кривая эффективности воспроизведения в зависимости от
положения вспоминаемого элемента в списке имеет U-образную форму. Элементы в середине списка,
видимо, подвергаются наибольшей интерференции, тогда как на элементы в начале списка пришлось
значительно больше повторений при заучивании, а элементы, завершающие список, все еще «свежи» в
памяти, и потому начало и конец списка вспоминаются лучше.
Наряду с количественной оценкой КП появилась качественная оценка последовательности
обработки информ. Вопросы о том, являются ли КП и ДП независимыми или неразрывно связанными
процессами, усиленно дискутируется в литературе.
См. также Память, Расстройства памяти
Д. Ф. Фишер
Краткосрочная терапия (short-term therapy)
К. т. претерпела значительные изменения. Были разраб. новые модели и проведены исслед.,
посвященные оценке рез-тов и сравнительной эффективности методик К. т.; изменения в области
предоставления психиатрических услуг населению тж способствовали ее метаморфозам, и все это
оказало влияние на терапевтов, клиентов и тех, кто несет финансовую ответственность за терапию.
Цель К. т. была определена как использование того, с чем клиенты приходят за помощью, для
удовлетворения их нужд т. о., чтобы они могли сделать свою жизнь приемлемой для себя. Общим для
всех методов К. т. является непродолжительный срок, отведенный для вмешательства. Вроде бы
достигнуто согласие, что верхняя граница длительности курса К. т. составляет 2025 сеансов.
Несмотря на нек-рые разногласия по поводу длительности К. т., все признают, что ее отличительной
характеристикой яв-ся лимит времени.
Цели в моделях К. т. обычно отражают одну из следующих характеристик (или их
разнообразные сочетания): а) максимально быстрое устранение или облегчение симптомов клиента,
более всего сказывающихся на его работоспособности; б) быстрое восстановление прежнего
эмоционального равновесия клиента; в) улучшение понимания клиентом природы имеющегося
расстройства одновременно с усилением его способности справиться с ним в будущем.
Психотерапевт играет решающую роль в краткосрочном терапевтическом процессе. Хотя уже
давно и широко признается, что положительные отношения между психотерапевтом и клиентом
необходимый компонент успешной терапии, нигде это требование не является столь настоятельным,
как в рамках краткосрочной модели. В этом как раз и состоит одно из существенных различий между
долговременной и К. т. При долгосрочной терапии чувства эмоциональной теплоты, расположения и
|