Navigation bar
  Print document Start Previous page
 519 of 1766 
Next page End  

случаях, когда что-то препятствовало не ограниченной во времени терапии. Дальнейшему
продвижению этого процесса способствуют мн. факторы, включ. большой объем накопленных рез-тов
исслед., демонстрирующих, что К. т. и не ограниченная по времени психотер. неразличимы по
достигаемой ими эффективности. Все большее количество учреждений обращается в своей
деятельности к спланированной, ограниченной по времени модели в силу имеющихся финансовых
ограничений. Совр. состояние научных исслед. и клинической практики дают достаточно солидное
обоснование целесообразности использования К. т.
См. также Поведенческая терапия, Сокращенная психотерапия, Сокращенная терапия,
Современные методы психотерапии, Эклектическая психотерапия, Новаторские психотерапии,
Ограниченная по времени психотерапия
Ф. Э. Денисон
Креативность (creativity)
В 1949 г. Дж. П. Гилфорд посвятил свое президентское обращение к Американской психол.
ассоц. теме К., отметив, что анализ реферативных изданий показывает неутешительную картину: из 121
тыс. резюме статей по психологии только 186 касаются этой темы. С тех пор ситуация коренным
образом изменилась; начиная с 1970 г. ежегодно в среднем появляется 250 диссертаций, статей и книг
на эту тему. Целый ряд журналов подтверждает законность данной области исслед. (напр. Gifted Child
Quarterly; Imagination, Cognition and Personality; Journal of Creative Behavio; Journal of Mental Imagery).
Вместе с тем К. до сих пор не имеет сколько-нибудь точного определения в психологии, и потому
попытки измерить К. вызвали бурную полемику.
Различные об-ва создали совокупность терминов для описания видов деятельности, к-рые имеют
сходство с тем, что зап. психол. тесты квалифицируют как проявление К. (или творчества). Первой
гексаграммой (или гуа) китайской классической «Книги перемен» («И-Цзин») яв-ся цянь, или
«творческий принцип». Эта гексаграмма выражает креативное действие Источника всего сущего, к-рый
заставляет «объекты принимать соотв. форму», и Великого человека, вступающего во взаимодействие с
этими формами, когда приходит время. Этот творческий принцип вступает в действие, когда великие
люди гармонизируют свой образ жизни с универсальным течением. Конфуций добавляет:
«Действительно велика мощь Созидания: все сущее ведет от него свое начало; эта мощь пронизывает
всю Вселенную».
В большинстве восточных, африканских и традиционных индейских культур люди пользовались
творческим воображением для обогащения и улучшения повседневной жизни; новые изобретения
обычно считались даром божеств или духов, к-рые использовали людей в качестве каналов связи с
обычным миром (эти представления чрезвычайно напоминают идею Скиннера о том, что созидатель
ничего не добавляет к своему творению, а выступает лишь в роли локуса, через к-рый действуют
средовые факторы). Вместе с тем в нек-рых из этих об-в чел., создавшего нечто необычное (напр.,
маску), могли обвинить в нарушении традиций. Талантливые ремесленники ценились везде, но
истинные новаторы часто подвергались нападкам. В зап. цивилизации не все люди имели равные
возможности для творческого самовыражения; в частности, не ценилось и не поощрялось творчество
женщин, поэтому им трудно было развивать свои навыки (напр., логического мышления) или вести
определенный, в частности уединенный, образ жизни, что часто необходимо для творчества.
Слово «К.» связано с понятием зарождения, или истока (origin itself)
и соответственно с
родственным термином «оригинальность» (originality). Одни психологи полагают, что продукты
творчества непременно должны иметь некую соц. ценность или получить одобрение др. людей, в то
время как другие предпочитают концентрировать внимание на процессе создания таких продуктов.
Предпринимаются тж попытки определить К. как уникальное достижение, способность или атрибут
человека или нек-рой общности людей. Каждое из этих определений подразумевает существование
уровней достижения, полезности или оригинальности, предполагая, что одни люди, группы, процессы
или объекты могут быть более творческими, чем др.
Т. о., с позиций зап. психологии термин «К.» может использоваться для описания процесса
создания чего-то нового в результате осознания пробелов в челов. знании, четкого определения этих
дефицитов, поиска решений для их восполнения, формулирования гипотетических решений с их
последующей проверкой и донесения до людей конечного продукта.
Попытки измерить степень К. привели к разработке тестов и оценочных шкал дивергентного
мышления, творческого мышления, творческого восприятия и творческой деятельности. Для выявления
Hosted by uCoz