смиряются с сознанием предопределенности и потому не в состоянии раскрыть свой потенциал
полностью; другие растягивают этот кризис и состояние расплывчатой идентичности на
неопределенное время, растрачивая т. о. свою энергию в затянувшемся конфликте развития и
сомнениях по поводу самоопределения. Иногда диффузная идентичность находит выражение в т. н.
«негативной идентичности», при к-рой индивидуум принимает опасную или соц. нежелательную роль.
К счастью, без сколько-нибудь серьезного кризиса, большинство развивает одно из неск. возможных
позитивных Я.
Тяжелый К. и. можно предотвратить разными способами. Родителям и значимым взрослым
следует избегать чрезмерных требований к детям и не ставить перед ними слишком неопределенные
цели. Взрослым следует тж поощрять детей преследовать собственные интересы, хваля за достижения;
поддерживать их, когда они сталкиваются с трудностями; помогать раскрывать и развивать свой
потенциал; приучать к ответственности, позволяя испытывать на себе последствия своих поступков,
если, конечно, они не слишком опасны; уважать их как личностей и не унижать, когда им не удается
жить согласно ожиданиям взрослых, и, наконец, способствовать росту их отзывчивости, к-рая ведет к
развитию идентичности, позволяющей легко приспособиться к об-ву. Кроме того, подросткам нужно
обеспечить широкий выбор вариантов позитивного образа жизни или функциональных моделей для
подражания с возможностью испытать неск. приемлемых ролей, лучше узнать себя и получить
информ. о реальных шансах и вариантах, предоставляемых той культурой, в к-рой они развиваются.
Было установлено, что неправильное прохождение К. и. коррелирует с широким спектром
проблем от трудностей психол. роста до патологии. Сильная диффузия идентичности связана с
неспособностью принимать решения, запутанностью в проблемах, потерей индивидуальности на людях,
трудностью установления удовлетворяющих отношений с тенденцией к изоляции, трудностями в
работе и низкой способностью к сосредоточению. Поскольку идентичность не без основания считается
одним из осн. элементов развития Эго и его силы, неудовлетворительное разрешение К. и. делает
индивидуума менее способным справляться с насущными задачами приспособления.
Хотя наиболее глубокий К. и. чаще всего приходится на годы юности, люди могут испытывать
его в любом возрасте. Первонач. Эриксон употреблял термин «К. и.» применительно к опыту ветеранов
Второй мировой войны. Позже он наблюдал сходную спутанность идентичности у молодых людей,
потерявших жизненные ориентиры, и пришел к выводу, что К. и. это часть нормального юношеского
развития. Кроме того, собственный опыт иммигранта позволил Эриксону предположить, что даже если
человеку удалось разрешить юношеский К. и., последующие драматические перемены в жизни
способны вызвать повторение кризиса. Помимо иммигрантов К. и. могут испытывать мн. др. категории
людей: уволенные в отставку военные, прежде занимавшие положение всеобщих любимцев и имевшие
соотв. статус; вышедшие на пенсию гражд. лица, чья идентичность была практически целиком
построена на их работе; нек-рые люди, живущие на гос. пособие и потому считающие себя «пустым
местом» из-за существующей в нашем об-ве тенденции определять идентичность через профессию;
матери, чьи дети выросли и покинули родительский дом (синдром опустевшего гнезда); люди,
оказавшиеся перед необходимостью менять свои планы на будущее вследствие неожиданной
инвалидности, и т. д.
Ряд др. исслед. посвящен кризису, переживаемому умирающим. Чувству идентичности человека
в таком состоянии угрожают многочисленные потери: деловых связей, семьи, друзей, функций
организма и сознания.
Хотя распространение понятия К. и. на события взрослой жизни в известной мере оправдано,
тенденция применять его к орг-циям и странам (напр., компания X претерпевает К. и.) ведет к
чрезмерному расширению и, как следствие, искажению этого понятия.
См. также Эриксонианские стадии развития, Формирование идентичности
Д. Моутет
Кризисное вмешательство (crisis intervention)
К. в. представляет собой относительно новую дисциплину, осн. задачей к-рой является оказание
временной неотложной эмоциональной помощи пострадавшим в результате психол. и физ. травмы.
Изнасилование, жесткое обращение с детьми или супругом/ супругой, попытка самоубийства, семейные
конфликты, разбойное нападение, грабеж и ночная кража со взломом все это может стать
источником мощного и необычного стресса в жизни чел. Подобные стрессы предъявляют повышенные
требования к адаптивным возможностям индивидуума, при истощении к-рых и нарушении
|