Чел. может принадлежать к неск. субкультурам, а тж к культуре большинства.
Нек-рые люди могли бы считаться членами данной культуры, но они явно отвергают
определенные ценности и предписываемые в рамках этой культуры модели поведения. Примером могут
послужить молодые, хорошо образованные люди, отвергающие трудовую этику и накопление личного
богатства и вместо этого отдающие предпочтение коллективному владению собственностью. В таких
случаях можно выделить неск. важных моментов, к-рые можно обнаружить практически во всех
крупных и сложных культурах. Во-первых, даже если люди отвергают свойственные культуре ценности
и модели поведения, они знакомы с тем, от чего они отказываются, поскольку им было сообщено об
этих ценностях и желательном поведении и они наблюдали за остальными людьми, к-рые
действительно принимают культурные нормы.
Второй момент, заслуживающий внимания, заключается в том, что следует рассматривать жизнь
людей на всем ее протяжении. Люди могут восставать против обычаев в молодости, но, по мере
взросления, принятие культурных норм и ценностей часто демонстрирует свою функциональность.
Очень часто родительские обязанности даже самых яростных радикалов заставляют принять
условности. Казино приводит обсуждение функциональной природы идентичности людей в кросс-
культурных ситуациях. Люди обладают большим количеством возможных идентичностей в силу
этнических корней (к-рые часто позволяет делать заявления о множественной этнической
принадлежности), религиозной принадлежности, путешествий в др. культуры, образования, опыта
работы и т. д. Люди всегда могут выбрать что-нибудь из этого «шведского стола», для того чтобы
удовлетворить требованиям различных ситуаций. Если члены определенной этнической группы
получают доступ к стипендиям на получение высшего образования, то люди могут заново открыть свою
связь с этой группой через какого-то давно забытого родственника. Если желательно получить рабочее
место, то можно попросить друга (издавна приверженного трудовой этике) о содействии.
Широкое использование «культуры» как теоретически важной переменной
Любое определение полезно до тех пор, пока оно помогает исследователям собирать более
ценные данные. Существует опасность того, что понятие культуры станет настолько широким, что это
ограничит его применимость. В своем обзоре исслед. по психологии развития Харкнесс указал на
«невидимость культуры в психол. теории», утверждая, что исторически сложившееся пренебрежение
этим понятием привело к излишнему упору на нативистские теории развития ребенка. Поскольку в
процессе типичного исслед. внутри любой одной страны множество аспектов культуры не оцениваются,
рез-ты слишком часто списываются на генетические факторы и присутствие или отсутствие нек-рых
предполагаемых универсальных процессов. Аналогичным образом, Таухей указывал на важность
культуры при анализе неудач повторных исслед. в соц. психол.: «Быстро увеличивающийся массив
исследований по К.-к. п. вызывает у ученых сомнения в том, что мн. базовые открытия, касающиеся
личности и микросоциальных процессов, можно распространить на различные культуры».
Цели и преимущества кросс-культурных исследований
Извлекая пользу из теорет. осмысления «культуры» антропологами, психологи сами
проанализировали цели кросс-культурных исслед. и те выгоды, к-рые они могут принести для теории
развития. Расширение спектра переменных. К наиболее часто упоминаемым выгодам кросс-
культурных исслед. относится расширение спектра независимых переменных, или более широкий
спектр возможных реакций на зависимые переменные в др. культурах или при проведении кросс-
культурных сравнений. Несомненно, самым показательным примером является возраст, в к-ром
отнимают детей от груди. Если исследователи интересуются связью между возрастом отнятия от груди
и др. решениями родителей относительно поведения, связанного с воспитанием детей, или между
возрастом отнятия от груди и будущей взрослой личностью выросших детей, то в пределах одной
культуры здесь наблюдается весьма незначительный разброс. В США и большинстве стран Западной
Европы ребенка отнимают от груди в возрасте от 6 мес. до 1 года. Однако поскольку общепринятый
возраст в др. культурах варьирует в широких пределах и может достигать иногда 5 лет, то в том случае,
если ученые сравнивают выборки из разных культур, они могут установить связь такого параметра, как
возраст отнятия от груди, с др. переменными. В Архивах челов. отношений (HRAF Human Relations
Area Files), прекрасно структурированной компиляции информ., относящейся к сотням культур,
собраны сведения, касающиеся множества проявлений повседневного поведения людей во всем мире.
Данные, содержащиеся в них, были в основном собраны антропологами и поэтому относились по
большей части к области их интересов (родство, землевладение, ритуалы). Эти данные касались
непосредственно наблюдаемого поведения возраста отнятия от груди, дисциплинарных мер,
применяемых родителями, и количества людей, осуществляющих заботу о детях. Сведения о более
|