Фурнем в обзоре литературы по теме приспособления лиц, временно проживающих в чужой
стране, пытался классифицировать различные виды К.-ш., подчеркивая скорее его интерперсональный,
чем интраперсональный аспект. Согласно первому подходу, появление К.-ш. связано с географическим
перемещением, вызывающим реакцию по типу оплакивания (выражения скорби по поводу) утраченных
связей. Тем не менее не всякий К.-ш. связан с горем, и нет никакой возможности предсказать в каждом
отдельном случае тяжесть утраты и соотв. глубину скорби.
Согласно второму подходу, вина за переживание К.-ш. возлагается на фатализм, пессимизм,
беспомощность и внешний локус контроля чел., попадающего в чужую культуру. Тем не менее это не
объясняет различий в степени дистресса и противоречит предположению, что большинство
«путешественников» субъективно имеют внутренний локус контроля.
С третьей т. зр. К.-ш. это процесс естественного отбора или выживания самых
приспособленных, когда выживают только лучшие. Но такое объяснение слишком упрощает
присутствующие переменные, поскольку большинство исслед. К.-ш. ретроспективные, а не
прогнозирующие.
Согласно четвертой т. зр., вина за возникновение К.-ш. возлагается на неуместные в новой
обстановке ожидания приезжего. Но нет никаких доказательств связи между неудовлетворенными
ожиданиями и плохим приспособлением.
Сторонники пятой т. зр. утверждают, что причиной К.-ш. являются негативные события и
нарушение ежедневного распорядка в целом. Однако измерить происходящие события и установить
причинность очень сложно: то ли сами пострадавшие яв-ся виновниками негативных событий, то ли
негативные события заставляют страдать этих людей.
Согласно шестой т. зр., К.-ш. вызывается расхождением ценностей из-за отсутствия
взаимопонимания и конфликтов. Но ведь какие-то ценности более адаптивны, чем др., и ценностный
конфликт сам по себе не может быть достаточным объяснением.
Седьмое объяснение связывает К.-ш. с дефицитом соц. навыков, вследствие чего соц.
неадекватные или неопытные люди переживают более трудный период приспособления. Тем не менее в
таком объяснении преуменьшается роль личности и социализации, а в таком понимании
приспособления присутствует скрытый этноцентризм.
Восьмая т. зр.: вина возлагается на недостаток соц. поддержки, причем этот подход заимствует
аргументы из теории привязанности, теории соц. сети и психотер. Однако достаточно сложно
количественно измерить соц. поддержку или разраб. механизм либо процедуру соц. поддержки, чтобы
проверить данное объяснение.
Педерсен, развивая исслед. Томаса Коффмана, предложил ряд стратегий совладающего
поведения, помогающих справиться с К.-ш. Во-первых, приезжий должен осознать, что любая важная
перемена в жизни, как правило, имеет следствием стресс и дискомфорт, и в этом нет ничего необычного
или патологического. Страдания, причиняемые К.-ш., могут в меньшей степени восприниматься как
нехватка чего-либо или болезнь, если признать К.-ш. нормальной реакцией на перемены.
Во-вторых, сохранение личной целостности и самоуважения должно стать осн. целью того, кто
переживает К.-ш. Приезжие зачастую ощущают потерю своего статуса в новой культуре, язык, обычаи
и порядки к-рой ему незнакомы. Таким людям нужны ободрение и поддержка для сохранения
правильного Я-образа и восстановления уверенности в своих силах.
В-третьих, на приспособление к новой культуре должно отводиться какое-то время,
позволяющее избежать давления или спешки. Каждый чел. приспосабливается в своем индивидуальном
темпе, в зависимости от ситуации. Для окончательного «примирения» нового и старого может
потребоваться больше времени, чем кажется подходящим, но это время должно пройти.
В-четвертых, осознание адаптационных паттернов поможет приезжему выработать новые
навыки и понимание ситуации. Составив схем, процессов, приводящих к появлению К.-ш., и предсказав
дальнейший ход приспособления в виде логической последовательности стадий, можно сделать этот
процесс более конкретным и однозначным. Депрессию и чувство провала следует воспринимать как
одну из стадий приспособительного процесса, а не как постоянную составляющую своей новой
идентичности.
В-пятых, словесное маркирование симптомов К.-ш. поможет приезжему интерпретировать
эмоциональные реакции на стресс в ходе адапт. Знание того, что др. люди испытали К.-ш. и выжили
или даже стали сильнее благодаря такому жизненному опыту, может подбадривать и обнадеживать.
В-шестых, то, что чел. легко приспосабливался в родной культуре, вовсе не значит, что адапт. к
чужой культуре будет легкой. В нек-рых случаях приезжие могут ощущать ностальгию сильнее, если на
|