тайна челов. души уважается в психологии Юнга. Загадочный аспект сновидений рассматривается не
как рез-т цензуры Я, а как следствие нашей несведущности в первичном языке, сочетающейся с
эссенциальной тайной принципиально непознаваемого.
Если в сновидениях, приходящих с уровня личного бессознательного, в качестве выразительных
средств используются знакомые люди и знакомые места, то темы за пределами уровня личного опыта
передаются через архетипические образы, проникшие во все мировые мифологии, к-рые в
символической форме отображают эволюцию челов. души.
Хотя Самость составляет архетипическую Тотальность и несет в себе центральный
организующий принцип души, она слишком всеобъемлюща для непосредственных встреч с Я, и потому
такие контакты с архетипическим миром осуществляются в основном через персону, тень и аниму или
анимус. В то время как Самость воплощает архетипическую гармонию, к к-рой люди стремятся в
попытке достичь единства противоположностей, более имманентные архетипические силы выражают
парадоксальную природу жизни как противоположностей, требующих примирения.
Персона и тень составляют пару противоположностей. Несмотря на свои корни, связанные с
архетипической необходимостью коллективной культурной адаптации, персона развивается ближе к
сознанию, чем др. архетипические силы, и создает соц. маску, соотв. соц. ролям. Эта маска принимает
окончательный вид в процессе отношений с представителями коллективной власти. В оппозиции к
персоне находится тень, составленная отчасти из личных качеств, вытесненных из сознания в процессе
формирования комплексов, в сочетании с архетипическими ядрами, несущими в себе как темноту
всемирного «зла», так и творческий потенциал порождающей энергии.
Психол. трудности усиливаются поляризацией между персоной и тенью. Индивидуум,
идентифицирующийся с идеализируемыми образами персоны, подвергается опасности прорывов из
отвергнутого и забытого царства тени, к-рое усиливается как внутренний враг вследствие недостатка
осознания и связанности с Я. Проникая в сознание либо путем проекции на др. людей, либо через
образы сновидений и продукты фантазий, тень является незваным гостем, к-рый тем не менее приносит
возможность облегчения индивидуации, открывая двери бессознательного, ведущие к тому, что требует
освобождения и преобразования.
Юнг обозначает мужской принцип в душе женщины термином «анимус», а женский принцип в
душе мужчины термином «анима». Преодолевая расстояние между землей (феминность) и духом
(маскулинность), половая полярность несет в себе базисный творческий динамизм побуждения к
индивидуации. Аналогично положительным и отрицательным электрическим зарядам, половые
противоположности обнаруживают сильное взаимное притяжение. Эти противоположности, пожалуй,
легче всего можно охарактеризовать, ссылаясь на китайские принципы ян (мужское начало) и инь
(женское начало). Ян символизирует агрессивную, созидательную, проникающую силу фаллоса и меча,
а инь рецептивные, уступающие, сохраняющие и пульсирующие ритмы матки и приливов.
Важным аспектом процесса индивидуации является достижение сознательного принятия
свойств, происходящих от «другого внутри». Мужчина, прошедший этот этап индивидуации, обогащает
свое маскулинное функционирование внутренним источником вдохновения, творчества и психол.
поддержки. Анима делает его способным устанавливать связь с потоком спонтанного чувствования. Без
такого использования своей феминной стороны как внутреннего ресурса он рискует впасть в
бессознательную идентификацию с образом «низшей женщины», к-рая характеризуется частой сменой
настроений и депрессией или психич. инфляцией и примитивной иррациональностью.
Женщина, достигшая сознательного принятия свойств ее анимуса, способна эффективно
использовать силы своего Логоса во взаимодействии с внешним миром. Теперь она может объективно
разобраться в происходящем, ее способности к наблюдению и логическому рассуждению усиливаются,
зачастую приводя к значительному повышению уровня рационального понимания и проницательности.
Без такого использования своей маскулинной стороны как дифференцированного ресурса она может
впасть в бессознательную идентификацию с образом «высшего мужчины», выносящего суждения как
если бы они были фактом, делающего предположения без их проверки и провозглашающего
самоуверенные и догматичные мнения.
Отводя бессознательному почетное место источника мудрости и потенциального роста, Юнг
придал новое значение интроверсии как способу отношения к жизни. Полярность «интроверсия
экстраверсия» составляет основу типологии Юнга, представляющую направления установки Я в
отношении жизни. Индивидуум с интровертированной установкой функционирует более естественно и
непринужденно на основе данных внутреннего мира, тогда как индивидуум с экстравертированной
установкой функционирует более естественно и непринужденно на основе данных внешнего мира.
|