Navigation bar
  Print document Start Previous page
 566 of 1766 
Next page End  

ниспровергнуть распространенные псевдовопросы и псевдоутверждения. Айер так характеризует этот
принцип: «Предполагается, что принцип верификации снабжает нас критерием для определения того,
является ли предложение значимым (имеющим строгий смысл) или нет. Простой подход к
формулированию такого критерия заключается в следующем: предложение имеет точный (буквальный)
смысл тогда и только тогда, когда суждение, к-рое оно выражает, можно проверить либо аналитически,
либо эмпирически». Важно отметить, что этот принцип приложим не к внешней действительности (на
этот счет позитивисты имели свои сомнения), но к форме конструируемых нами предложений. Осн.
внимание было направлено на логическую структуру словесных (или мат./символических)
формулировок. Что, напр., можно сказать о таком предложении: «Дождь или идет здесь, или нет»? Это
конкретное предложение нельзя назвать «неверным» или «ложным»: именно невозможность доказать
истинность или ложность этого предложения обнаруживает его бесполезность.
Реальные примеры из философии или из др. наук редко имеют такую простую форму, и
требуется немало усилий, чтобы определить, имеешь ли дело с аутентичным утверждением (т. е. с
таким, к-рое можно доказать или опровергнуть) или с замысловатым лингвистическим маскарадом.
Между сторонниками Л. п. не было единства во взглядах на то, какие именно утверждения можно
считать удовлетворяющими критерию верифицируемости. Большинство из них придерживались
умеренной т. зр., согласно к-рой утверждение аутентично, если его в принципе можно подтвердить.
Постепенно принцип верифицируемости трансформировался в понятие «проверяемости» или
«подтверждаемости». Возможно, оригинальный принцип оказался чуть более успешным, чем этого
хотелось бы, предъявляя такие требования, к-рым с трудом могли соответствовать даже формулировки
точных наук.
На психологию Л. п. и аналитическая философия оказали большее влияние, чем принято думать.
Эти критические филос. доктрины, внимание к-рых было направлено на структуру вопросов и ответов,
яв-сь наиболее популярными в то время, когда создатели совр. психологии начинали свою научную
деятельность. В психологии начали множиться так называемые «микромодели»: узкие, замкнутые
системы утверждений о высокоспецифичных явлениях, обычно связанных с ограниченным набором
эмпирических процедур. Узнав о существовании множества отношений, в к-рых могут искажаться
сложные утверждения, психологи утратили вкус к созданию крупномасштабных теорий. Область
психолингв. продолжает опираться в своих исслед. и формулировках на сознание, поощряемое, отчасти,
Л. п.
И последнее. Не следует смешивать Л. п. с более ранним филос. подходом, к-рый также
использовал этот ключевой термин. О. Конт предложил всеобъемлющую систему под названием
«позитивная философия». Это тоже был предвидящий, антиметафизический подход, продиктованный
сильным беспокойством о будущем человечества в мире с тенденцией к росту индустриализации и
раздробленности, но исторически он не имеет ничего общего с идеями членов Венского кружка.
См. также Эмпиризм
Р. Кастенбаум
Логотерапия (logotherapy)
Л. можно определить как смысло-центрированную (от греч. logos — смысл) психотер.
Основателем ее является Виктор Э. Франкл. В основе подхода Франкла лежит мотивационная теория, в
к-рой центральное значение уделяется тому, что Франкл называет «стремлением к смыслу» в отличие
от «стремления к власти» и «стремления к удовольствию» (принципа удовольствия). Сегодня все
больше пациентов жалуются на чувство бессмысленности существования; в этой связи Франкл считает,
что мн. проблемы и болезни в наше время вызваны этой неудачей в «поисках смысла». Рез-том такого
положения дел яв-ся невротическая триада: депрессия, агрессия и аддикция. Логотерапевты
представили эмпирическое подтверждение того, что в основе невротической триады лежит чувство
бессмысленности существования.
Логотерапевты не предлагают и не «прописывают» смыслов. Целью Л. является описание
процесса смысловосприятия (meaning perception) с помощью феноменологического анализа, чтобы т. о.
узнать, как нормальные люди приходят к смыслу и, следовательно, к чувству осуществления.
Дистиллятом такого анализа у Франкла яв-ся его «теория лого», в соответствии с к-рой смысл
существованию могут придать деяние, творчество или прочувствование (experiencing)
ч. л.
(произведений искусства, природы, культуры и т. д.). Л. тж предлагает специальную методику лечения
обсессивно-компульсивных и фобических неврозов. Эта методика называется парадоксальной
Hosted by uCoz