продолжительность.
Раннее помещение ребенка в воспитательное учреждение может привести к поведению, к-рое
варьирует от апатичности, потери аппетита и задержки нормального развития до полного истощения,
заканчивающегося иногда смертью (маразмом). Помещать детей в такие учреждения после достижения
ими 6-месячного возраста даже хуже, чем в более раннем возрасте, вследствие уже сформировавшихся
связей между матерью и ребенком.
Даже непродолжительная разлука ребенка с матерью, как в случае госпитализации, может
вызывать нарушения развития. Эти нарушения опять-таки больше после 6-месячного возраста. М. д.,
по-видимому, всегда является первичным фактором.
Причины недостаточной материнской ласки и заботы могут крыться как в особенностях ребенка,
напр., испытывающего трудности в реагировании на действия матери, так и в характеристиках матери,
когда она слишком молода, не имеет родительского опыта или просто не хочет иметь ребенка. Любой
из этих факторов может приводить к разного рода дефицитам в кормлении, ласке и реагировании на
потребности ребенка. Плохое обращение с детьми берет начало в недостаточной готовности к
материнству и может принимать форму пренебрежения или физ. или психол. агрессивного воздействия.
Стимуляция совершенно необходима для нормального развития индивидуума. Сенсорная
депривация может вызывать задержку двигательного и умственного развития. Одно из решений
проблемы депривации, обнаруживаемое во мн. культурах, разделить уход за ребенком между неск.
людьми. Эффективность множественного или параллельного ухода за ребенком зависит от
специфических паттернов взаимодействия между ребенком и материнскими фигурами, а тж от типа
существующего соц. строя.
Не следует недооценивать роль отца в семейной констелляции. При множественном уходе за
ребенком отец может быть главным фактором. В Швеции попытались дать отцам возможность на
равных с матерью участвовать в воспитании детей, предоставляя им отпуск по уходу, чтобы у них было
достаточно времени для взаимодействия с малышом сразу после его рождения.
Ни один из существующих подходов к воспитанию детей не гарантирует здоровья и
благополучия во взрослости. Полученные в совр. исследованиях данные о том, что даже самые вредные
воздействия сглаживаются по мере взросления ребенка, указывают лишь на отсутствие в подобных
случаях психол. расстройства, однако из этого вовсе не следует, что человек, подвергавшийся в детстве
таким воздействиям, функционирует на оптимальном уровне.
См. также Стиль жизни, Отношения «родитель-ребенок»
Ф. Д. Бреслин
Медитация (meditation)
В каждой системе М. неизменно присутствуют определенные компоненты: концентрация,
внутренняя сосредоточенность (mindfulness) и измененное состояние сознания. Эти общие переживания
и цели достигаются, однако, в разных системах М. с помощью разных технических приемов:
беззвучного пения мантры; пристального смотрения на определенные объекты, напр. пламя свечи; счета
вдохов/выдохов и борьбы с неизбежными отвлечениями жизни посредством устремленности в одном
направлении, ведущей к чувству самоконтроля и внутреннему спокойствию. Для М. отводится по
меньшей мере два сеанса в день, утром и вечером, длительностью в 1030 минут. Во время сеанса
медитирующий сидит или лежит в спокойной, комфортабельной обстановке, проходя через процедуры,
предписываемые определенной системой М.
Положительными физиолог. эффектами являются: снижение мышечного напряжения, урежение
пульса, снижение АД и потребления кислорода, увеличение продуцирования альфа-волн. Эффект,
достигаемый за 20 минут М., превосходит физиолог. эффект глубокого сна, что свидетельствует о
регенеративной силе М. и ее возможности предотвращать изнашивание организма.
Использовать М. в психотер. необходимо с осторожностью и учитывая противопоказания.
Обычно существенным является тщательное наблюдение терапевта, хотя нек-рые включаются в
самоуправляемые программы с высокоэффективным результатом.
Конечно же, макс. польза от М. состоит в применении полученных навыков в мире
повседневных стрессов, чтобы оставаться ненапряженными и контролировать события в среде,
переполненной провоцирующими тревогу стимулами. Такой произвольный контроль непроизвольной
НС до недавнего времени считался невозможным. Как это ни парадоксально, контроль достигается тем,
что его не стремятся достичь.
|