Navigation bar
  Print document Start Previous page
 579 of 1766 
Next page End  

продолжительность.
Раннее помещение ребенка в воспитательное учреждение может привести к поведению, к-рое
варьирует от апатичности, потери аппетита и задержки нормального развития до полного истощения,
заканчивающегося иногда смертью (маразмом). Помещать детей в такие учреждения после достижения
ими 6-месячного возраста даже хуже, чем в более раннем возрасте, вследствие уже сформировавшихся
связей между матерью и ребенком.
Даже непродолжительная разлука ребенка с матерью, как в случае госпитализации, может
вызывать нарушения развития. Эти нарушения опять-таки больше после 6-месячного возраста. М. д.,
по-видимому, всегда является первичным фактором.
Причины недостаточной материнской ласки и заботы могут крыться как в особенностях ребенка,
напр., испытывающего трудности в реагировании на действия матери, так и в характеристиках матери,
когда она слишком молода, не имеет родительского опыта или просто не хочет иметь ребенка. Любой
из этих факторов может приводить к разного рода дефицитам — в кормлении, ласке и реагировании на
потребности ребенка. Плохое обращение с детьми берет начало в недостаточной готовности к
материнству и может принимать форму пренебрежения или физ. или психол. агрессивного воздействия.
Стимуляция совершенно необходима для нормального развития индивидуума. Сенсорная
депривация может вызывать задержку двигательного и умственного развития. Одно из решений
проблемы депривации, обнаруживаемое во мн. культурах, — разделить уход за ребенком между неск.
людьми. Эффективность множественного или параллельного ухода за ребенком зависит от
специфических паттернов взаимодействия между ребенком и материнскими фигурами, а тж от типа
существующего соц. строя.
Не следует недооценивать роль отца в семейной констелляции. При множественном уходе за
ребенком отец может быть главным фактором. В Швеции попытались дать отцам возможность на
равных с матерью участвовать в воспитании детей, предоставляя им отпуск по уходу, чтобы у них было
достаточно времени для взаимодействия с малышом сразу после его рождения.
Ни один из существующих подходов к воспитанию детей не гарантирует здоровья и
благополучия во взрослости. Полученные в совр. исследованиях данные о том, что даже самые вредные
воздействия сглаживаются по мере взросления ребенка, указывают лишь на отсутствие в подобных
случаях психол. расстройства, однако из этого вовсе не следует, что человек, подвергавшийся в детстве
таким воздействиям, функционирует на оптимальном уровне.
См. также Стиль жизни, Отношения «родитель-ребенок»
Ф. Д. Бреслин
Медитация (meditation)
В каждой системе М. неизменно присутствуют определенные компоненты: концентрация,
внутренняя сосредоточенность (mindfulness) и измененное состояние сознания. Эти общие переживания
и цели достигаются, однако, в разных системах М. с помощью разных технических приемов:
беззвучного пения мантры; пристального смотрения на определенные объекты, напр. пламя свечи; счета
вдохов/выдохов и борьбы с неизбежными отвлечениями жизни посредством устремленности в одном
направлении, ведущей к чувству самоконтроля и внутреннему спокойствию. Для М. отводится по
меньшей мере два сеанса в день, утром и вечером, длительностью в 10—30 минут. Во время сеанса
медитирующий сидит или лежит в спокойной, комфортабельной обстановке, проходя через процедуры,
предписываемые определенной системой М.
Положительными физиолог. эффектами являются: снижение мышечного напряжения, урежение
пульса, снижение АД и потребления кислорода, увеличение продуцирования альфа-волн. Эффект,
достигаемый за 20 минут М., превосходит физиолог. эффект глубокого сна, что свидетельствует о
регенеративной силе М. и ее возможности предотвращать изнашивание организма.
Использовать М. в психотер. необходимо с осторожностью и учитывая противопоказания.
Обычно существенным является тщательное наблюдение терапевта, хотя нек-рые включаются в
самоуправляемые программы с высокоэффективным результатом.
Конечно же, макс. польза от М. состоит в применении полученных навыков в мире
повседневных стрессов, чтобы оставаться ненапряженными и контролировать события в среде,
переполненной провоцирующими тревогу стимулами. Такой произвольный контроль непроизвольной
НС до недавнего времени считался невозможным. Как это ни парадоксально, контроль достигается тем,
что его не стремятся достичь.
Hosted by uCoz