функционирования группы. Демократический междисциплинарный бригадный подход должен будет
использоваться более часто по мере того, как неврачебные дисциплины здравоохранения будут
получать большее признание.
Вне зависимости от того, используется ли автократический или демократический стиль
руководства, в рамках подхода междисциплинарной терапии возникает ряд трудностей. Наиболее
очевидной проблемой междисциплинарного лечения является использование общей терминологии.
Развитие каждой дисциплины сопровождается появлением специализированной терминологии. Хотя
этот специализированный словарь часто является необходимой составной частью нового знания, он
может вызвать трудности в функционировании междисциплинарной группы в связи с незнанием др.
участников используемых терминов или с различиями в значении, придаваемом одному и тому же
термину в разных дисциплинах.
Возможно, менее заметными, но безусловно столь же проблематичными яв-ся затруднения,
вызываемые различиями в концептуализации проблем в разных дисциплинах. Врачи, например,
склонны думать в рамках «медицинской модели» или «модели болезни». Эта модель подвергалась
критике как запретительная со стороны тех, кто предлагает вместо нее «модели здоровья» или
«поведенческие модели».
Затруднения в междисциплинарном лечебном подходе могут затрагивать профессиональную
идентичность. Принятие предложений выбора метода терапии со стороны смежной дисциплины может
вызвать проблемы оценки важности этой дисциплины по сравнению с собственной.
Наконец, бригады М. т. могут быть и дорогостоящими, поскольку несколько
высокооплачиваемых специалистов привлекаются для принятия решений. Кто-то должен платить за
время профессионалов, которое они проводят вместе, и в ряде случаев расходы ложатся на плечи
пациента/клиента.
Несмотря на трудности, присущие междисциплинарному лечебному подходу, предоставляемые
им существенные преимущества способствуют его распространению как методу терапии. Хорошо
функционирующая междисциплинарная бригада полезна для пациента/клиента, поскольку наличие
представителей разных дисциплин в большей мере позволяет обеспечить целостное видение больного,
не ограниченное рамками к.-л. одной специальности.
Часто вариации в идентификации проблем и лечебных подходов помогают и больному, и
терапевтической бригаде, расширяя репертуар возможных выборов. Это способствует как расширению
подхода, так и специализации в каждом аспекте лечения. Таким образом пациент получает пользу за
счет повышения качества лечения, в то время как членам бригады оказывается полезным обмен
знаниями и приемами работы между собой.
См. также Поведенческая медицина, Холистическое здоровье, Бригады психического здоровья,
Групповая работа
Р. Каппенберг
Международная шкала действия Лейтер (Letter international performance scale)
М. ш. д. Л. (LIPS)
индивидуальный тест интеллекта, который все чаще используется в
качестве общей меры интеллекта в ситуациях, требующих проведения «культурно-свободного» теста.
LIPS является полностью неязыковым тестом, в к-ром даже инструкции даются средствами
пантомимы. Тест состоит из заданий на подбор цветов, копирование узоров, подбор оттенков серого,
приблизительное оценивание числа точек в заданной области, распознавание форм, количественные
рассуждения и т. д. В нем также используются задания для оценки способности рассуждать на
числовом, образном и абстрактном материале.
Оригинальная версия LIPS рассчитана на тестирование детей в возрасте от 2 до 18 лет. Более
поздняя версия теста Артура адаптация шкалы Лейтер (Arthur Adaptation of the Leiter) рассчитана
на тестирование детей в возрасте от 3 до 8 лет.
Коэффициенты надежности LIPS варьируют в пределах 0,90 0,95. В отношении валидности
теста имеется сравнительно мало данных. Несмотря на его традиционное использование в качестве
культурно-свободного теста, некоторые исслед. показывают, что так называемые культурно-
депривированные лица при выполнении этого типа теста могут на самом деле испытывать более
серь¸зные затруднения, чем при работе со Шкалой интеллекта Векслера. Как и в случае любых психол.
тестов, следует проявлять осторожность при интерпретации тестовых результатов LIPS.
См. также Систематическая ошибка тестов, обусловленная культурными факторами, Меры
|