символ, по-видимому, означает важный разрыв в филогенетическом ряду между людьми и всеми др.
формами жизни.
Язык является средством обработки информ. и используется для сохранения, изменения,
продуцирования и передачи информ. Анализ М. к. был бы неполным без принятия во внимание этих
символических аспектов языка. Одним из важнейших свойств символов является то, что они могут
соотноситься с целыми классами объектов, и могут обладать разнообразными значениями. Тем самым,
ошибки в коммуникациях оказываются не только частыми, но и неизбежными. То есть, шум становится
неизбежным сопутствующим свойством М. к.
Ситуации и взаимоотношения с другими обеспечивают контекст, в рамках к-рого люди могут
добиваться общей интерпретации сообщений и таким образом снижать эффекты шума. Характеристика
индивидуумом соц. ситуации, как правило, зависит от конкретных ожиданий в отношении поведения
других, правил, к-рые определяют и регулируют взаимодействия и направляют поведение. Эти
ожидания обеспечивают некую систему координат, в которой данный индивидуум кодирует и
декодирует информ.
Коммуникации выполняют целый ряд функций. Они позволяют координировать поведение
людей в группе. Межличностная коммуникация также используется для обучения, в ходе к-рого
каждый чел. помогает другому в овладении умениями и навыками или в формировании новых систем
координат. Вероятно, наиболее важной из всех функций коммуникаций является их использование в
качестве средства влияния на др. людей. Сообщения, применяемые с целями реализации власти или
оказания влияния, могут рассматриваться как действия, обладающие столь же мощными
последствиями, как само поведение. Поэтому коммуникативные действия иногда называют речевыми
актами.
Речевые акты, выполняющие функцию контроля подкреплений, могут принимать форму угроз
или обещаний, к-рые могут яв-ся условными или безусловными по своему характеру. Обещания, в
отличие от угроз, влекут за собой принятие источником моральных обязательств по их выполнению.
Существует категория речевых актов, к-рые можно классифицировать как средства информ.
контроля. Убеждение яв-ся попыткой источника оказать влияние на решения, принимаемые целевым
объектом. Среди видов убеждающих коммуникаций выделяют предостережения, ложь и взывание к
чувству долга.
Другая классиф. речевых актов связана с их функцией как средств самопрезентации. Субъекты
(«акторы») проецируют определенные идентичности на др. людей и используют разнообразные тактики
для выработки желаемых идентичностей в глазах других. К наиболее известным речевым актам,
связанным с управлением впечатлениями, относятся оценки, присвоение титулов, повышение в ранге и
заискивание.
Жесты, визуальный контакт, телесные позы и использование межличностного пространства
могут либо заменять вербальные коммуникации, либо служить в качестве контекста, позволяющего
интерпретировать вербальные коммуникации. В большинстве случаев невербальные реакции действуют
подобно сигналам и не связаны с передачей символических форм информ.
См. также Межличностное восприятие, Язык у человекообразных обезьян, Психолингвистика,
Символическая интеракция
Дж. Т. Тедеши
Межличностное восприятие (interpersonal perception)
Впечатления, к-рые мы формируем о др. людях, служат в качестве важной основы
межличностных взаимодействий. Восприятие чел. сложная и явно отличающаяся от восприятия
пространства тема. В данном случае внимание чел.-наблюдателя обращено к внутренним психол.
процессам чел.-стимула. Эти процессы практически не поддаются сенсорным механизмам; информ. о
них добывается путем умозаключений или атрибуций, осуществляемых наблюдателем. В этом смысле,
«восприятие человека» яв-ся не совсем удачным названием, и данный процесс, по-видимому, было бы
лучше называть «умозаключениями о человеке». Большая часть темы М. в. в настоящее время
охватывается теорией атрибуции.
Фриц Хайдер указал на 3 различия между восприятием физ. объектов и людей. Во-первых,
предполагается, что в отличие от физ. объектов люди обладают внутренней жизнью. Каждый чел. имеет
мысли и переживает эмоции, предполагая, что другие не отличаются от него в этом отношении. Во-
вторых, физ. объекты не воспринимаются как причины своих собственных действий, тогда как люди
|