телефонной аппаратуры, речь может измеряться экспериментальными психологами или инженерами в
характеристиках звуковой волны, таких как частота, амплитуда и форма звукового сигнала. Ликлайдер
и Миллер упоминают графические методы, в которых используется математический анализ Фурье для
разложения речи на ее составляющие частоты. Они тж описывают использование электрических
методов, таких как звуковая спектрография, регистрирующая изменения паттерна интенсивности
частоты как функции времени. Это позволяет получать и сравнивать между собой визуальные паттерны
(спектрограммы) различных слов или фраз.
Физиолог. функция. Физиолог. аспекты речеобразования и голосообразования могут изучаться
с использованием электрофизиологических и кинофлюорографических методов.
Клиническая оценка речиязыка. Оценка функций речи и языка в клинических целях связана
с оценкой одной или более подобластей речи и языка. Эти подобласти могут включать артикуляцию,
или фонологию (образование речевых звуков); голос, или фонацию, и резонанс; восприятие речи,
обработку речевой информ. и порождение речи, а также ее плавность (включ. заикание).
Персонал, подготовленный к проведению таких клинических оценок, включает
дипломированных специалистов по патологии речи и дипломированных аудиологов. Мед. оценка
является обязательным элементом общего плана оценки при определении этиологии и планировании
лечения голосовых и слуховых нарушений.
Несмотря на существование целого ряда стандартизированных тестов, оценивание функций речи
и языка часто включает неформальную оценку квалифицированных специалистов вследствие
изменчивости культурных и региональных норм.
Измерение слуха
Электрические реакции центральной слуховой системы дают информ., представляющую как
экспериментальный, так и клинический интерес. Аудиометры чистого тона генерируют колебания, к-
рые могут регулироваться по интенсивности (громкости звука) тонов в диапазоне от низкой до высокой
частоты (высоты звука). Подтверждение индивидуумом слышимости того или иного тона позволяет
оценить его слуховой порог во всем диапазоне слышимых частот. Для графического представления
результатов этого теста используется аудиограмма. Для тестируемых частот регистрируется снижение
слуха в децибелах. Вслед за этим, на основе оценки данных, полученных из аудиометрических и других
клинических тестов, может определяться тип потери слуха.
См. также Аудиометрия, Психофизика
Б. Мейтс
Меры центральной тенденции (central tendency measures)
Назначение М. ц. т. служить сводными количественными характеристиками,
обеспечивающими наилучшее описание множества наблюдений или оценок одним единственным
числом. Термины М. ц. т. и «средняя величина» часто употребляются как равнозначные, хотя некоторые
авторы сужают объем понятия «средняя величина» до среднего арифметического. Несмотря на
разнообразие М. ц. т., чаще всего встречаются мода, медиана и среднее.
Мода это просто наиболее часто встречающееся в определенной совокупности наблюдений
значение переменной. При сгруппированных данных мода определяется как середина интервала
группирования, содержащего наибольшее число значений наблюдаемой переменной.
Медиана это значение переменной, делящее упорядоченную совокупность наблюдений
пополам, так что одна половина значений в этой совокупности лежит ниже медианы, а др. их половина
выше медианы. Если совокупность образована нечетным числом значений наблюдаемой
переменной, то медиана равна значению переменной, являющемуся серединой упорядоченной
совокупности наблюдений. Если же совокупность образована четным числом значений, то медиана
определяется значением, лежащим посередине между двумя значениями, находящимися в центре
упорядоченной совокупности наблюдений. Медиана более полезная мера, чем мода, и часто
используется в случае скошенного (асимметричного) распределения данных. Следует, однако, отметить,
что медиана нечувствительна к величине крайних значений упорядоченной совокупности наблюдений.
Среднее арифметическое самая распространенная мера центральной тенденции
определяется как сумма значений наблюдаемой переменной, разделенная на их число. (В данной статье
под «средним» подразумевается среднее арифметическое.) Использование среднего дает исследователю
ряд преимуществ. В отличие от др. М. ц. т., среднее чувствительно к точному положению каждого
значения в распределении переменной. Правда, это достоинство среднего арифметического
|