Navigation bar
  Print document Start Previous page
 626 of 1766 
Next page End  

анализе и, отчасти, на причинно-следственном анализе терминов, используемых для описания психич.
болезни или психопатологии.
Центральным для концептуальной критики понятия психич. болезни является анализ ист.
развития этой идеи. До настоящего понимания психич. болезни существовали представления о психозе
и мании, а до этого — идеи помешательства и сумасшествия. Одним из важных открытий совр.
медицины было то, что нек-рые лица, считавшиеся душевнобольными, сумасшедшими, маниакальными
или психотиками, в действительности страдали от таких церебральных болезней, как нейросифилис или
старческая и посттравматическая деменция.
В действительности, бесчисленные «проблемы существования» — мн. из которых prima facia
являются следствием конфликтов, связанных с личными амбициями, моральными ценностями, соц.
контролем и подобными психол. и соц. факторами, — классифицируют как психич. болезни. Однако их
столь же трудно свести к патологическим неврологическим или нейрофизиологическим процессам или
«объяснить» наличием таких процессов, как и мн. др. паттерны поведения человека, к-рые не
маркируются как психич. заболевания.
Критика использования понятия психич. болезни подчеркивает необходимость изучения
стратегических и тактических целей терминов психич. болезней и важность выявления истинного
значения этих терминов по практ. последствиям их употребления. Напр., такие термины могут
использоваться для обвинения или оправдания людей, а тж для того, чтобы скрыть болезненные
моральные и личностные конфликты или избежать их.
Исходя из той т. зр., что психич. болезнь — это миф, реальными, буквальными болезнями
являются лишь болезни тела. Это, разумеется, не означает, что психич. страдания, экономические
проблемы и соц. раздоры не существуют или не являются реальностью. Это лишь означает, что т. и.
психич. болезни являются болезнями в метафорическом смысле и что мы категоризируем их и считаем
медицинскими с большой опасностью для нашей честности, ответственности и свободы.
См. также Диагнозы, Средневековое мышление, Теоретическая психология
Т. Зац
Мифы (myths)
М. — это предания древних народов, живших в примитивных, дорациональных, донаучных об-
вах, отражающие их попытки найти ответы на такие серьезные вопросы, волнующие человека, как
сотворение мира, жизнь, смерть и возрождение, — естественно, с привлечением сверхъестественных
сил, предков и героев. Для психологии М. оказываются полезными в качестве источника материалов,
обогащающих наше понимание челов. поведения.
Не существует какой-то одной теории, сколь бы важной она ни была, к-рая полностью объясняла
бы весь спектр М. или даже один М. З. Фрейд говорил, что М., подобно сновидениям, являются
королевской дорогой к бессознательному. К. Юнг утверждал, что М. репрезентируют врожденное
коллективное бессознательное с универсальными символами и архетипами, а не личное
бессознательное.
См. также Литература и психология
Р. Заслоу
Мичиганский картиночный тест (michigan picture test)
М. к. т., первоначально разработанный в 1953 г., был модифицирован в 1980 г. Он предназначен
для оценки аспектов личностной адаптации у детей в возрасте от 7 до 16 лет на основе рассказов по
стандартизованным картинкам. Эти тестовые картинки включают личные и социальные ситуации,
считающиеся ключевыми в детском развитии. Проведение теста значительно облегчается благодаря
использованию четырех «основных картинок», образующих единое основание для четырех показателей
и норм теста: индекса напряжения, времени глаголов, направления сил и составного индекса
дезадаптации. Четыре основных и остальные картинки могут использоваться для проведения контент-
анализа и качественного анализа. Исслед. валидности этих четырех тестовых переменных показывают,
что данные четыре показателя являются надежными и валидными в том, что касается различения плохо
и хорошо адаптированных детей.
См. также Проективные методики
М. Л. Хатт
Hosted by uCoz