анализе и, отчасти, на причинно-следственном анализе терминов, используемых для описания психич.
болезни или психопатологии.
Центральным для концептуальной критики понятия психич. болезни является анализ ист.
развития этой идеи. До настоящего понимания психич. болезни существовали представления о психозе
и мании, а до этого идеи помешательства и сумасшествия. Одним из важных открытий совр.
медицины было то, что нек-рые лица, считавшиеся душевнобольными, сумасшедшими, маниакальными
или психотиками, в действительности страдали от таких церебральных болезней, как нейросифилис или
старческая и посттравматическая деменция.
В действительности, бесчисленные «проблемы существования» мн. из которых prima facia
являются следствием конфликтов, связанных с личными амбициями, моральными ценностями, соц.
контролем и подобными психол. и соц. факторами, классифицируют как психич. болезни. Однако их
столь же трудно свести к патологическим неврологическим или нейрофизиологическим процессам или
«объяснить» наличием таких процессов, как и мн. др. паттерны поведения человека, к-рые не
маркируются как психич. заболевания.
Критика использования понятия психич. болезни подчеркивает необходимость изучения
стратегических и тактических целей терминов психич. болезней и важность выявления истинного
значения этих терминов по практ. последствиям их употребления. Напр., такие термины могут
использоваться для обвинения или оправдания людей, а тж для того, чтобы скрыть болезненные
моральные и личностные конфликты или избежать их.
Исходя из той т. зр., что психич. болезнь это миф, реальными, буквальными болезнями
являются лишь болезни тела. Это, разумеется, не означает, что психич. страдания, экономические
проблемы и соц. раздоры не существуют или не являются реальностью. Это лишь означает, что т. и.
психич. болезни являются болезнями в метафорическом смысле и что мы категоризируем их и считаем
медицинскими с большой опасностью для нашей честности, ответственности и свободы.
См. также Диагнозы, Средневековое мышление, Теоретическая психология
Т. Зац
Мифы (myths)
М. это предания древних народов, живших в примитивных, дорациональных, донаучных об-
вах, отражающие их попытки найти ответы на такие серьезные вопросы, волнующие человека, как
сотворение мира, жизнь, смерть и возрождение, естественно, с привлечением сверхъестественных
сил, предков и героев. Для психологии М. оказываются полезными в качестве источника материалов,
обогащающих наше понимание челов. поведения.
Не существует какой-то одной теории, сколь бы важной она ни была, к-рая полностью объясняла
бы весь спектр М. или даже один М. З. Фрейд говорил, что М., подобно сновидениям, являются
королевской дорогой к бессознательному. К. Юнг утверждал, что М. репрезентируют врожденное
коллективное бессознательное с универсальными символами и архетипами, а не личное
бессознательное.
См. также Литература и психология
Р. Заслоу
Мичиганский картиночный тест (michigan picture test)
М. к. т., первоначально разработанный в 1953 г., был модифицирован в 1980 г. Он предназначен
для оценки аспектов личностной адаптации у детей в возрасте от 7 до 16 лет на основе рассказов по
стандартизованным картинкам. Эти тестовые картинки включают личные и социальные ситуации,
считающиеся ключевыми в детском развитии. Проведение теста значительно облегчается благодаря
использованию четырех «основных картинок», образующих единое основание для четырех показателей
и норм теста: индекса напряжения, времени глаголов, направления сил и составного индекса
дезадаптации. Четыре основных и остальные картинки могут использоваться для проведения контент-
анализа и качественного анализа. Исслед. валидности этих четырех тестовых переменных показывают,
что данные четыре показателя являются надежными и валидными в том, что касается различения плохо
и хорошо адаптированных детей.
См. также Проективные методики
М. Л. Хатт
|