Эти девять переменных разделяются на три характерные категории: эндогенные переменные,
экзогенные переменные и возмущающие члены. Аналогично переменной У в двумерной модели,
эндогенные переменные это переменные, значения которых полностью определяются причинными
связями, заданными в исследуемой модели. В нашем примере эндогенные переменные представлены
переменными D, Е и F. Экзогенные переменные А, В и С
это переменные, в отношении к-рых
предполагается, что теоретически они могут оказывать заметное воздействие на эндогенные
переменные, однако их значения определяются внешними процессами, не включенными на данный
момент в рассматриваемую модель. Связанные с каждой эндогенной переменной возмущающие члены
(и)
показывают, какая доля изменчивости соотв. эндогенной переменной не объясняется др.
переменными, входящими в данную модель. Как можно заметить на приведенной выше структурной
схеме, ряд логически возможных причинных связей не определен (напр. АЕ, BF, CD).
Эту причинную модель можно преобразовать в следующую систему из трех структурных
уравнений:
D
= b
DA
А + b
DВ
В + u
D
,
Е = b
EB
В + b
ED
D + b
EF
F + u
E
,
F = b
FC
C + b
FE
E + u
F
.
Полученная система уравнений отображает структурную модель поведенческих и
стохастических процессов, предположительно порождающих определенное множество данных.
Хотя при использовании М. с. у. приходится решать целый ряд технических вопросов (напр.
задачи идентификации модели и оценивания параметров), роль теории остается крайне важной.
Несмотря на применение в анализе предполагаемых причинных связей строго установленных
статистических методов, начальный импульс и главные ориентиры М. с. у. определяются
взаимодействием теорет. и методологических соображений.
См. также Теория алгоритмически-эвристических процессов, Каузальное мышление,
Когнитивная сложность, Общие системы, Человеческие факторы, Множественная регрессия,
Научный метод
Д. Никинович
Моделирование (simulation)
М. это имитация естественных ситуаций, при к-рой человек в идеале должен вести себя так,
как если бы это была реальная ситуация. Преимущество модели в том, что она позволяет испытуемому
реагировать на ситуацию, не сталкиваясь с опасностями естественной ситуации. Во мн. психол.
экспериментах (особенно в соц. психол.), моделируется все, кроме решающей переменной. Предельным
случаем М., однако, является мат. или машинное (компьютерное) М., когда изучаемые элементы или
процессы могут замещаться мат. символами (или наборами машинных команд). Психодрама является
примером М. в психотер., где личность играет роль в моделируемой ситуации в социально безопасном
окружении.
См. также Разыгрывание ролей
У. Э. Грегори
Модель линзы (Брунсвика) (lens model (Brunswick))
Э. Брунсвик был одним из первых психологов, попытавшихся рассмотреть и учесть то
обстоятельство, что мы живем в среде, являющейся в значительной степени непредсказуемой. Он
считал, что даже те соотношения, к-рые носят, казалось бы, закономерный характер, напр. очевидное
соответствие между восприятием объекта, его размеров, удаленности или тождественности и
актуальной физ. реальностью, измеряемой с помощью объективных инструментов, в действительности
является результатом сложного поведенческого достижения (behavioral achievement), включающего
субъективные оценочные процессы, осн. на постоянно пополняющемся жизненном опыте наблюдателя.
Чтобы описать сам процесс, посредством к-рого происходит восприятие, Брунсвик придумал М. л. и
использовал ее как эвристику для демонстрации различных стадий этого процесса.
Все начинается с дистального стимула, реального объекта или отношения во внешней среде, к-
рый (или к рое) индивидуум пытается воспринять. К сожалению, паттерн проксимальной стимуляции
не позволяет ему однозначно воссоздать этот дистальный стимул.
Как правило, в нашем распоряжении оказывается ряд признаков (cues), облегчающих
|