противоположность этому, только 20% людей, разбуженных во время др. стадий сна, сообщают о
сновидениях.
Мозговые волны и клиническая диагностика
Несмотря на свои ограничения в качестве меры функционирования головного мозга, М. в. имеют
определенную ценность для клинической диагностики отклонений в его работе. Нет таких форм или
частот волновой активности мозга, к-рые являются однозначно аномальными, и потому М. в.
интерпретируются с учетом полного контекста поведенческих актов и др. неврологических исслед.
Анализ М. в. особенно полезен при диагностике и оценке таких заболеваний и состояний, как
эпилепсия, опухоли мозга, церебральные инфекции, кома и прекращение деятельности головного мозга.
Последовательные записи ЭЭГ используются при наблюдении за процессом восстановления мозговых
функций после черепно-мозговых травм, инсультов или др. повреждений мозга.
Компьютеризация существенно повысила полезность записей М. в. Компьютер может
отфильтровывать определенные частоты, анализировать длинные записи и усреднять их по разным
параметрам. Одним из важных достижений в компьютеризации записей М. в. является регистрация и
анализ вызванных потенциалов. Предъявление одиночного внешнего раздражителя импульсного
характера (с крутыми передним и задним фронтами) не приводит к видимым изменениям ЭЭГ,
поскольку электроды фиксируют суммарную активность огромной совокупности нейронов, тогда как
нейрональный ответ на этот раздражитель может затрагивать лишь незначительную часть этой
совокупности. Спонтанная активность всех остальных нейронов, чья электрическая активность влияет
на формирование паттерна М. в., маскирует потенциалы действия интересующих нас нейронов. Но если
такой раздражитель предъявлять многократно, то с помощью компьютера записи М. в. можно
усреднить. Спонтанная и случайная активность в этих записях при их наложении друг на друга в
конечном счете будет сведена к нулю, а значит «стерта». Останется устойчивая реакция
интересующей исследователей совокупности нейронов на многократное предъявление определенного
раздражителя. Этот остаточный волновой паттерн и есть вызванный потенциал. Метод вызванных
потенциалов широко используется в исследованиях слуховой и зрительной систем.
См. также Головной мозг, Центральная нервная система, Нейропсихология, Психофизиология
П. М. Уоллес
Молярные / молекулярные конструкты (molar / molecular constructs)
Теорет. конструкты представляют собой понятия или концептуальные фикции, придуманные для
объяснения эмпирических наблюдений как проявлений или примеров лежащей в их основе теории. Т.
о., они служат базовыми единицами или элементами теории, касающейся существа дела.
Разграничение конструктов на молярные и молекулярные впервые предложил Толмен, к-рый
пытался более ясно показать молярный характер психологии. По его представлениям, поведение может
иметь место только у целостного организма. Толмен характеризовал поведение как направленное к
определенной цели и имеющее когнитивную составляющую, а главной задачей теорет. психологии
считал идентификацию таких молярных феноменов, как цели организма и промежуточные цели и
средства, необходимые для достижения его целей. Хотя Толмен первонач. ввел термины «молярный» и
«молекулярный» конструкт для обозначения различий между функционированием всего организма как
единого целого (молярный конструкт) и его частей как составляющих его единиц (молекулярный
конструкт), впоследствии эти термины получили широкое применение и приобрели дополнительные
значения.
Теорет. конструкт можно характеризовать как молекулярный до тех пор, пока он предполагает:
а) взаимодействие небольшого числа переменных и б) короткий временной интервал; в) понятия из
дисциплины более низкого уровня (или сводимые к понятиям такой дисциплины); г) ограниченную
обобщаемость (распространимость); д) аналитически выведенный феномен; е) социально
иррелевантные проблемы и ж) небольшую часть или фрагмент целого организма. Однако, теорет.
конструкт характеризуется как молярный, если он предполагает: а) большое число взаимодействующих
переменных; б) продолжительный интервал времени; в) понятия из дисциплины более высокого уровня
(или из дисциплины, понятия к-рой сводимы к уровню данного конструкта); г) широкую обобщаемость
(т. е. применим ко мн. контекстам и ситуациям); д) легко наблюдаемый феномен (т. е. прямое
наблюдение в лаборатории, клинике или в природных условиях); е) социально релевантные проблемы и
ж) целостный организм.
Несмотря на то что в литературе можно найти все эти значения данных терминов, наиболее
|