ситуация, в к-рой Н. не только не оказывается эффективным, но в к-рой ребенок или подросток снова и
снова стремится к нему. Вместо опровержения эффективности Н. такие феномены скорее доказывают
эффективность подкрепления.
Эксперименты на обезьянах отчетливо демонстрируют, что Н. может вызывать невротические
или явно пагубные эмоциональные побочные эффекты. Несмотря на то что такие побочные эффекты
действительно выглядят пугающими и их ни в коем случае не следует игнорировать, они проявлялись
не во всех экспериментах. Н. может также приводить к прекращению соц. отношений, оперантной
агрессии, направляемой на источник наказания, и/или вызывать агрессию против тех, кто не имел
никакого отношения к источнику Н.
Итоги
Н. может оказываться эффективным в устранении или снижении частоты нежелательных
действий. То, насколько эффективным в конкретной ситуации окажется Н., зависит от целого ряда
факторов, включ. характеристики наказывающего стимула, наказываемого поведения и наказываемого
субъекта. При любом применении Н., в особенности к людям, следует учитывать потенциальные
побочные эффекты Н., такие как прекращение соц. отношений.
См. также Приобретенные побуждения, Контробусловливание, Теории научения, Подкрепление,
Вознаграждения
Дж. Энджел
Намеренное поведение (purposive behavior)
У. Макдугалл описывал челов. организм как служащий для достижения определенных целей,
саморегулирующийся механизм. Он считал, что понятие внутренней цели предполагает в качестве
конструктивного элемента «разум» (mind)
и что такие цели или намерения управляют органическими
функциями и поведением на полностью сознательном, пограничном и/или подсознательном уровнях. Э.
Ч. Толмен утверждал, что реакция доказывает наличие намерения, если она обнаруживает
«усваиваемый» характер; т. е. организм проявляет готовность научиться выбирать эту реакцию, раньше
или позже, в последовательности предоставляющих такую возможность событий, т. к. именно эта
реакция оказывается более эффективной в достижении организмом некоторого конечного состояния
или цели.
По мнению А. Адлера, поведение направляется бессознательными целями индивидуума. В
противоположность З. Фрейду, Адлер считал, что поскольку влечения (или побуждения) не имеют
направления, представляется ошибочным строить психол. систему, опирающуюся на психологию
влечений. В системе Адлера эмоции также служат цели.
Представители поведенческих наук, интересующиеся вопросами кибернетики и теории систем,
использовали эти концепции для понимания роли внутренней цели или намерения в управлении
поведением. Целевое (или намеренное) поведение характеризуется «отрицательной обратной связью»,
при к-рой сигналы о движении к цели изменяют и направляют поведение. Т. о., телеологическое или
целенаправленное поведение связано с целесообразными реакциями, направляемыми различием между
состоянием организма в данный момент времени и «финальным» состоянием или целью, в направлении
к-рой движется организм. Это различие «отсылается обратно» в систему, к-рая изменяет поведение,
вызывая последовательное сокращение этого «различия» до тех пор, пока, наконец, разность между
текущим поведением и целевым состоянием не достигнет нуля (Розенблат).
См. также Приобретенные побуждения, Метод антиципации, Обучение методом (управляемых)
открытий, Уровень притязаний, Мотивация, Вознаграждения и собственный интерес, Избирательное
внимание
Р. Р. Копп
Написание психологического заключения (psychological report writing)
Когда П. з. хорошо написаны, они вызывают гораздо большее доверие. Они оказываются
решающими в диагностировании умственной отсталости и зачастую играют определяющую роль в
пограничных случаях, требующих различительных диагнозов между расстройством личности и
психозом. Однако выросший образовательный уровень потребителей также сказался на отношении к П.
з. со стороны специалистов и представителей широкой общественности, к-рое стало более критичным.
Источники неточностей при написании заключения
|