Navigation bar
  Print document Start Previous page
 692 of 1766 
Next page End  

Научение через подражание (imitative learning)
Подражание обычно признается врожденной склонностью копировать или перенимать что-то от
других. Однако наличие названия для всего лишь предполагаемого феномена еще не является
доказательством существования самого этого феномена, и вполне возможно, что есть более подходящие
объяснения «подражательного» поведения. Подражание проявляется не только в тех шаблонных
действиях, к-рые можно наблюдать в детской игре, но тж играет определенную роль в процессе
научения. О. X. Маурер предложил подходящее объяснение такого моделирующего поведения.
Привлекательная для наблюдателя модель включается в определенное поведение, напр. бьет куклу
«Бобо». Спустя какое-то время, когда представляется возможность, наблюдатель тоже бьет куклу.
Согласно Мауреру, наблюдение за поведением модели сопровождается положительными
эмоциональными реакциями, к-рые становятся обусловленными характерными признаками данной
ситуации. И когда эта кукла оказывается доступной наблюдателю, у него пробуждаются
положительные эмоциональные реакции, к-рые могут вызвать связанное с ними агрессивное поведение,
усиливающее положительные эмоции. Вполне вероятно, что это поведение не абсолютно точно
копирует удар модели. Оно совсем не обязательно будет специфической условной реакцией, но скорее
более общим деструктивным паттерном, к-рый приобретается через «обезьянничанье».
В ситуациях обучения чему-то новому учителя издавна привыкли говорить: «Давайте, я
покажу». Затем учитель выполняет определенную операцию, к-рую ученик наблюдает и старается в
точности воспроизвести. Это научение через наблюдение — один из составляющих элементов всякого
научения. Независимо от того, включается ли учитель (модель) в ситуацию обучения или нет, научение
требует наблюдения за действующими в данной ситуации факторами и реагирования на эти факторы.
Если учитель отсутствует, ученик может потратить много времени, наблюдая за неподходящими или
несущественными элементами. Учитель или модель экономят его время, указывая на те специфические
факторы и иллюстрируя их, за к-рыми нужно наблюдать и на которые нужно соотв. образом
реагировать.
Подражание — это не особая сила или орудие, независимое действие к-рых приводит к
научению. Мы склонны повторять то, что делают другие, если мы вместе с тем наблюдаем
удовлетворительные результаты их поведения. Если мы наблюдаем неполную картину, и к тому же
невнимательно, все наши усилия что-то перенять не дадут никакого результата. Научение требует
образования связей (ассоциаций) между релевантными стимулами и др. стимулами или реакциями.
См. также Контекстуальные ассоциации, Теории научения, Избирательное внимание
Б. Р. Бугельски
Научный метод (scientific method)
Психология как наука использует Н. м., который представляет собой набор процедур,
предназначенных для установления общих законов посредством оценивания теорий, выдвигающихся
для описания, объяснения и предсказания явлений. Н. м. требует эксплицитно сформулированных
теорий. Он состоит в выведении гипотез из теорий, систематическом, критическом оценивании гипотез
в объективных, контролируемых, эмпирических исслед. и формулировании выводов, доступных для
широкого изучения, анализа и воспроизведения.
Научный подход является аналитическим. Сложные события разделяются на релевантные
переменные, между к-рыми отыскиваются и исследуются взаимосвязи, а затем вырабатываются и
критически оцениваются теории, согласующиеся с эмпирическими результатами.
Н. м. предполагает критический подход к анализу данных и их интерпретации. При
интерпретации результатов своих исслед. ученые уделяют серьезное внимание проблемам ошибок
наблюдателя (рассмотрение или учет исследователем только тех результатов, к-рые согласуются с
теорией), ошибок испытуемого (попыток испытуемого сотрудничать с исследователем, подстраиваясь
под ожидания экспериментатора) и смешения или посторонних переменных (альтернативных
переменных, к-рые могли бы объяснять наблюдаемые феномены).
Н. м. включает широкий спектр разнообразных процедур, варьирующих от тщательного
наблюдения за переменными по мере их естественного проявления до сбора данных в контролируемых
ситуациях с случайно распределяемыми по их условиям испытуемыми. Планы научного исслед. можно
разделить на 3 осн. категории. Исслед. могут планироваться для описания явлений, оценки
Hosted by uCoz