сравниваются между собой методы воспитания и образования детей в различных культурах и
осуществляются попытки установить их связь с личностными чертами их взрослых представителей.
В попытках определения национальных различий психологи и антропологи используют психол.
тесты.
Работы Дэвида Мак-Клелланда и его коллег по мотиву достижения свидетельствуют о том, что
Н. х. может варьировать в зависимости от преобладающих в данной культуре ценностей, но
большинство этих исследований было связано с изменениями в отдельно взятой культуре, напр. в
Англии, на протяжении определенного периода времени. Существуют отдельные исслед. по изменению
мотивации в той или иной культуре.
Почти все исслед. Н. х., однако, говорят о том, что наблюдаемые различия являются лишь
трендами или тенденциями. Это означает, что следует избегать ошибочных попыток стереотипизации
национальных черт.
См. также Социализация младенца, Типы личности, Стереотипы
У. Э. Грегори
Невербальное поведение (nonverbal behavior)
Н. п. вызывает интерес постольку, поскольку представляет собой неречевую передачу информ.
между людьми. Невербальная коммуникация может включать массовую коммуникацию с помощью
таких средств, как телевидение, иск-во и различного рода графика. Анализ Н. п. и коммуникации
касается зрительного, слухового и тактильного каналов непосредственного взаимодействия между
людьми. При большинстве встреч в повседневной жизни используются неск. каналов одновременно,
напр. мать в магазине, упрекающая ребенка за то, что он взял конфеты с полки, может показывать
пальцем на эти вещи, говорить более строгим голосом и грозить пальцем, давая тем самым сигнал
«нельзя». Ученые и практики давно сознавали важность Н. п. Их основной интерес был направлен на
эмоции, что объясняется работой Ч. Дарвина «О выражении эмоций у человека и животных» (The
expression of the emotions in man and animals). З. Фрейд красноречиво заметил: «Имеющий глаза, чтобы
видеть, и уши, чтобы слышать, может убедиться в том, что ни один смертный не в силах удержать
секрет. Если его уста молчат, он постукивает кончиками пальцев; измена сочится из каждой его поры».
Тем не менее, до 7080-х гг., когда были улучшены технология записи и процедуры оценки,
проводилось не так много эмпирических исслед. Теперь спектр методов исслед. Н. п. весьма широк, от
социальных до физиологических, и включают они в себя системы описания и средства измерения
индивидуальных различий в передаче и приеме когнитивной и эмоциональной информ.
Зрительный канал для невербальной коммуникации включает внешний вид, дистанцию, жесты,
позу, выражение лица и контакт глаз. Для людей во всем мире естественно давать подсказки
относительно статуса и убеждений с помощью одежды, стиля прически и украшения тела. Пол, возраст,
принадлежность к группе и личная идентичность все это позволяет многое узнать о человеке и
отличить его от других.
Использование пространства в поведении, иногда наз. проксемикой, различается в зависимости
от людей и их культуры. Напр., арабы и латиноамериканцы при разговоре стоят ближе друг к другу, чем
жители Северной Европы, а в Северной Америке приятели стоят ближе, чем незнакомцы.
Язык жестов, движений и поз (иногда наз. кинесикой) важная разновидность невербальных
сигналов. Дети в США рано усваивают, что на прощание надо помахать рукой, а взрослые узнают
много невербальных способов самовыражения, от приятельского рукопожатия до непристойных
оскорбительных жестов. Напр., в обширном исслед. 25-ти жестов в 40 местностях различных стран
Европы Д. Моррис и др. обнаружили, что жест «сделать нос» является широко применяемым знаком
насмешки, в то время как прикосновение к уху или кольцо, образованное большим и указательными
пальцами, имеют неск. различных значений в зависимости от местности.
Осн. часть исслед. по визуальным аспектам невербальной коммуникации имела отношение к
мимическому выражению эмоций. Использовав надежную оценочную методику с применением
фотографий, Экман и др. продемонстрировали, что шесть базисных эмоций распознаются практически
во всех культурах: радость, печаль, удивление, страх, гнев и отвращение. Ряд исслед. показал, что
эмоциональное выражение связано с привлекательностью, симпатией, доминантностью и др.
переменными, а угрожающие лица кажутся выделяющимися из толпы.
Изучение голосовых знаков (иногда наз. паралингвистикой или просодией) включает в себя осн.
и дополнительное значения, передаваемые аспектами речи помимо открытого содержания. Нек-рые
|