Navigation bar
  Print document Start Previous page
 726 of 1766 
Next page End  

альтернативы. Создание одной такой модели приписывают Дж. X. Джексону, английскому неврологу.
Джексон заметил, что большинство психол. функций не яв-ся унитарными способностями, а собраны из
более элементарных навыков. Согласно Джексону, даже если сами эти элементарные навыки м. б.
локализованными, все наблюдаемое поведение представляет собой сложное взаимодействие
многочисленных элементарных навыков, и потому в большинстве форм актуального поведения
участвует мозг как целое. Т. о., его теория объединяет локализационистскую и эквипотенциальную т.
зр., приобретая способность объяснять эксперим. данные, собранные в поддержку обеих т. зр.
Наибольшее развитие взгляды Джексона получили в теориях российского нейропсихолога А. Р.
Лурии. В представлении Лурии всякое поведение осн. на функциональных системах, и конкретные
конфигурации взаимодействия между локальными участками мозга необходимы для того, чтобы
породить определенное поведение. Любое повреждение мозга, разрушающее любую часть
функциональной системы, будет приводить к нарушению всех форм поведения, осн. на этой системе.
Следовательно, самые сложные интеллектуальные навыки, такие как способность к абстрагированию,
будут наиболее чувствительны к повреждению мозга, так как в порождении такого поведения должно
участвовать большое множество функциональных систем.
Факторы, влияющие на нейропсихологическую оценку
Нейропсихологическая оценка имеет целью дать картину изменений в поведении, происходящих
вследствие изменений головного мозга. В идеале выводы из используемых тестов не должны зависеть
от факторов, к-рые не относятся к аспектам функционирования мозга. К сожалению, это не всегда так,
ибо множество внешних факторов может влиять на рез-ты тестов. В их число входят такие переменные,
как возраст, образование, физ. расстройства, интеллект и психич. статус.
Возраст
Тесты, чувствительные к повреждению мозга, тж обнаруживают в целом высокую
чувствительность к эффектам взросления и старения. Нек-рые считают, что возрастные эффекты
вызываются изменениями мозга, сопутствующими старению; тем самым подводится теорет. основа под
наблюдаемую чувствительность нейропсихологических тестов к таким эффектам. Эта чувствительность
обязывает нейропсихологов учитывать эффекты возраста при анализе выполнения теста. Важно тж
тщательно анализировать рез-ты с т. зр. паттернов выполнения теста, указывающих на поражение
мозга, но маскируемых скорректированными по возрасту показателями. Паттерны, наблюдаемые при
различных условиях, не видоизменяются возрастом.
Выполнение нейропсихологических тестов детьми сильно зависит от возраста. Кроме того,
повреждения мозга вызывают у детей совершенно разные последствия в зависимости от возраста. Болл
на основании собственных наблюдений пришел к выводу: чем раньше поражается мозг ребенка, тем
тяжелее нейропсихологические последствия.
Др. важная задача в отношении детей заключается в отделении проблем, обусловленных
задержкой развития и умственной отсталостью, от проблем, вызванных действительным повреждением
мозга. Во мн. случаях такое разграничение невозможно провести, и на практике оно часто не имеет
значения в плане лечения.
Образование
Роль уровня образования в рез-тах теста спорна. При ближайшем рассмотрении становится
очевидным, что мн. тесты требуют минимального уровня образования. Наблюдаемые эффекты
образования м. б. связаны с общим IQ, так как люди, переходящие на каждый последующий уровень
образования, имеют, по-видимому, более высокий средний IQ. Эта связь, так же как и влияние уровня
образования на широко используемые тесты, требует более широкого исслед.
Физические расстройства
Периферические нарушения, к-рые ухудшают моторику, особенно движения рук и рта, могут во
мн. случаях существенно влиять на точность и валидность целого ряда нейропсихологических тестов.
При работе с такими пациентами часто приходится заменять широко используемые в Н. тесты др.
тестами, нечувствительными к уровню моторной координации.
Интеллект
Люди со сниженным уровнем интеллекта выполняют нейропсихологические тесты менее
адекватно, чем это делают люди, чей уровень интеллекта считается нормальным. Интерпретация рез-
тов должна корректироваться на основе ожидаемого уровня выполнения теста пациентом.
Эмоциональные проблемы
Серьезной проблемой при оценке органической мозговой дисфункции всегда было отделение
дефицитов, вызванных поражением мозга, от дефицитарности, обусловленной функциональными
Hosted by uCoz