Индивидуальные различия в темпераменте проявляются с самого рождения. А. Томас, С. Чесс и
Г. Б¸рч обнаружили три четко различимых типа новорожденных: легкие (easy), медлительные (slow) и
трудные (difficult). Взаимодействие между темпераментом ребенка и окружающей средой ведет к
формированию личности. Эти исследователи установили, что темперамент имеет тенденцию оставаться
неизменным по мере взросления и рекомендовали ухаживающим за ребенком взрослым
приспосабливать свои методы воспитания к его темпераменту.
См. также Связь и привязанность, Развитие младенца
Ш. Браун
Неопсихоаналитическая школа (neopsychoanalytic school)
Семь теоретиков, первонач. сторонников Зигмунда Фрейда, разошлись по ряду вопросов с
ортодоксальным психоан. подходом; нек-рые из них порвали с Фрейдом в результате этих
расхождений. Каждый из них модифицировал и в каком-то отношении расширил концептуальную
систему Фрейда. Нек-рых из этих семи теоретиков называли «неофрейдистами». Они образуют ист.
связь между Фрейдом и нек-рыми совр. теориями личности/психотер.
Первые пять Карл Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Эрих Фромм и Гарри Стэк Салливан
выделяются взглядами, расходившимися с ортодоксальными психоан. воззрениями Фрейда. Они
придавали большое значение соц. и культурным факторам в формировании личности и возражали
против постулата Фрейда о биолог. детерминизме личности, в особенности против преувеличиваемой
им роли секса и агрессии в жизни человека. Они тж, по сравнению с Фрейдом, придавали меньшее
значение бессознательным факторам как детерминантам личности и поведения человека. Хотя
большинство из них принимали тезис о том, что ранний детский опыт играет важную роль в актуальном
психол. функционировании и развитии, они отвергали представление о том, что личность формируется
и определяется ранним опытом.
Главным отличительным признаком аналитической теории К. Юнга и его видения человека был
акцент на роли назначения и целей жизни. Юнг ставил в центр оптимистическую или творческую
сторону природы человека, стремление к полноте и роль жизни ради назначения и значения. Юнг тж
расширил фрейдовскую концепцию бессознательного, рассмотрев бессознательные силы и как
созидательные, и как разрушительные.
Главный отличительный признак индивидуальной психологии А. Адлера акцент на соц.
детерминантах личности. Он подчеркивал намеренность и целенаправленность поведения, считая, что
людьми движет потребность преодолеть чувство неполноценности и стремление к превосходству.
Центральной идеей К. Хорни является базисная тревога, ощущение ребенка, что он одинок в
потенциально враждебном мире. Ее теория личности фокусируется на роли тревоги, запускаемой
нарушениями в отношениях между родителями и детьми.
Э. Фромм считал, что люди сами формируют соц. силы и т. о. создают собственную природу. В
своих работах Фромм подчеркивал экзистенциальный образ человека, включавший проблемы
одиночества, изоляции, чувства принадлежности и смысла жизни.
Г. Салливан разработал теорию личности, главными аспектами к-рой являются межличностные
отношения и изучение отношений людей со значимыми другими. В психотер. Салливан видел врача как
участвующего наблюдателя, объективно и субъективно реагирующего на клиента.
Э. Эриксон, считающийся эго-психологом, разработал подход к изучению личности, далеко
выходящий за пределы подхода Фрейда. Теория развития Эриксона исходит из того, что
психосексуальное и психосоциальное развитие неразрывно связаны и что каждая стадия жизни
характеризуется кризисом или главным поворотным пунктом, в к-ром индивидуум или добивается
успеха, или терпит неудачу.
Вильгельм Райх был основателем телесно-ориентированной психотер., поместившим тело
человека в центр психологии. Главная идея Райха состояла в том, что эмоции это выражения
динамики энергии тела и что хроническое мышечное напряжение блокирует этот поток энергии,
препятствуя выражению таких эмоций, как гнев, страх, боль, радость и тревога.
См. также Адлерианская психология, Аналитическая психология, Теория Хорни, Психоанализ,
Интерперсональная теория Салливана
Дж. Кори
Непараметрические статистические критерии (nonparametric statistical tests)
|