В этой фазе участники обычно обсуждают такие темы, как погода, сообразно испытываемым
чувствам. В этой фазе ведущий побуждает членов к обсуждению более личных вопросов.
Недоверие к авторитетам
По мере того как участники начинают доверять др. членам группы, их высказывания становятся
все эмоциональнее, как правило, прежде всего участники выражают свой гнев в отношении внешних
авторитетов, а затем в отношении ведущего группу. В этой фазе ведущий поощряет открытое и
искреннее выражение отрицательных эмоций, испытываемых по отношению к нему.
Самораскрытие
По мере того как участники узнают, что могут свободно выражать сильные эмоции в группе, они
начинают раскрывать личные проблемы. Ведущий в этой фазе стимулирует обсуждение сходных
проблем и у др. членов группы. Их побуждают сперва выразить свои чувства в связи с проблемой, а
затем исследовать, как наилучшим образом можно с ней справиться.
Новые способы отношения друг к другу
По мере того как участники раскрывают в группе свои переживания, большинство из них
выражает озабоченность благополучием др. членов. Они начинают давать друг другу больше обратной
связи. Ведущий помогает участникам учиться тому, как нужно адекватно давать и получать обратную
связь. Ведущий должен тж быть открытым для получения самому обратной связи от членов группы.
Заключительная фаза
Когда курс неструктурированной групповой терапии завершается или когда один из членов
покидает группу, мн. из оставшихся, а тж ведущий испытывают чувство потери, и в этом случае для них
адекватным яв-ся открытое выражение грусти. Когда участник покидает группу, др. члены и ведущий
подытоживают то, чему он научился в группе и что может быть сделано за ее пределами.
См. также Групповая психотерапия
Р. Пейдж
Низкие учебные достижения (academic underachievement)
Н. у. д. это достижения ниже ожидаемого или прогнозируемого уровня. Традиционно, тесты
IQ использовались для прогнозирования уровня достижений, а стандартизованные тесты достижений
для установления критерия. Отклонение установленной величины, выраженное в стандартных
единицах, часто служило операциональным определением низкого уровня достижений как в
исследовательских, так и в классификационных мероприятиях.
Преимущественная цель выявления школьников, к-рые учатся ниже своих способностей,
заключается в обеспечении преподавателей возможностью корректировать и планировать процесс
обучения, позволяющий предотвращать или снижать Н. у. д. Такое определение, как и рациональная
основа представления о низком уровне достижений, выглядит достаточно простым, разумным и
практичным. При более критическом взгляде на него, однако, возникают многочисленные проблемы.
Р. Л. Торндайк высказал предположение, что низкий уровень достижений может теоретически
рассматриваться как отражение неспособности системы осуществлять точные прогнозы; безупречные
прогнозы достижений в конечном итоге предотвращали бы расхождения и устраняли низкий уровень
достижений, тж как и сверхдостижения. Расхождения между способностями и достижениями, к-рые
служат в качестве показателей низких достижений и сверхдостижений, объясняются Торндайком как
результат действия четырех осн. факторов:
1. Ошибки измерения. Выполнение учащегося как по критериальной, так и по прогнозирующей
переменной (предиктору), может дать два простых или составных показателя в один день и два
существенно иных простых или составных показателя на следующий день.
2. Разнородность критериев. Оценки по созданным учителем тестам, средний балл, итоговые
оценки за курс и ранг ученика в классе все это показатели академических достижений и как таковые
они составляют потенциальные критерии, к-рые надлежит использовать при определении низкого
уровня достижений. Однако оценка В («хорошо»), 3,26 GPA (средний балл), и ранг в классе будут
приобретать весьма различные значения в зависимости от конкретной группы учащихся или учителя.
3. Диапазон предикторов. Чрезмерное увлечение IQ и др. мерами академических способностей
ограничивает возможности преподавателей в диагностике и реагировании на проблемы, связанные с Н.
у. д. Они должны выявлять и др. устойчивые факторы, касающиеся расхождений между способностями
и достижениями, и тем самым увеличивать валидность наших предикторов.
4. Регулируемые переменные. Частично процент неуспеваемости может быть снижен за счет
|